На честном слове и на одном крыле | Коли ты князь, собирай полки, выйди на свет, подыми хоругви.
Этикет
Виена
Обращения, приветствия и прочие обычаиВ первую очередь Виена – это страна, где женщинам принято выказывать уважение, почтение и восхищение. При знакомстве первым всегда представляется кавалер; при приветствии и прощании с благородной леди принято целовать ей руку – приличным будет только слегка обозначить поцелуй, а страстные лобзания перстов будут выглядеть неуместно. Сидеть в присутствии женщины, особенно если она стоит, невежливо, если она не дала на то соизволения. Женщин пропускают вперёд и не перебивают, когда они говорят. Если женщина просит о помощи, долг приличного виенского кавалера – постараться исполнить её просьбу. Прочие проявления галантности (например, подать руку леди, выходящей из кареты) приветствуются, если ситуация не диктует более сдержанной манеры поведения – в частности, в рабочей обстановке, когда это противоречит здравому смыслу и субординации.
Мужчины при встрече могут, в зависимости от разницы в статусе и степени близости отношений, либо поклониться, либо с улыбкой кивнуть друг другу, либо пожать друг другу руки. Женщины, также в зависимости от разницы статусов и близости знакомства, могут приветствовать друг друга лёгким реверансом, рукопожатием (часто обеими руками за обе руки) или объятьями. Всё это, разумеется, не распространяется на действующую армию, где все приветствуют друг друга согласно уставу. В ситуации приёма, однако, возможно выбирать тот вариант, который кажется более уместным, – к тому же, выбор приветствия скажет собеседнику, обращаетесь ли вы к нему как к офицеру или как к частному лицу.
Явные проявления агрессии в обществе – беседы на повышенных тонах или, тем паче, драки, – не приняты и считаются неприличными, особенно если инициатором конфликта стал мужчина. Крепкие выражения допустимы в личном дружеском общении, однако стоит помнить, что любые ругательства, касающиеся матери адресата, считаются смертельным оскорблением и высшим проявлением невоспитанности.
К простолюдинам принято обращаться «мистресс» / «мэйстер», к любой даме благородного происхождения – «леди» (либо «моя леди»), к любому мужчине благородного происхождения – «лорд» (либо «мой лорд»). Однако к незнакомой женщине, даже если она не выглядит, как леди, вежливее и правильнее обратиться именно «леди» (мало ли кем она может оказаться). К эйрам вежливо обращаться «Ваша Милость», к Королеве – «Ваше Величество», к её дочерям – «Ваше Высочество». Кроме того, допустимо обращение по военному званию, если оно известно, особенно если адресат в форме и выступает как военный, а не как частное лицо.
Общепринятое вежливое обращение к жрицам – «светлая мать» или «светлая (имя жрицы)». Простолюдин может обратиться к жрице «матушка», но это прозвучит несколько по-деревенски. Обращение к двенадцати верховным жрицам – «Высокая мать». Ритуальный жест приветствия – ладони, приложенные к середине груди и склонённая голова. Жест благословения – «материнские» объятья.
Воинское приветствие – раскрытая ладонь правой руки, приложенная к середине груди, выполняется стоя по стойке смирно (более формально) или просто с прямой спиной, глядя на адресата приветствия (менее формально). Почёсываться, потягиваться или держать в другой руке бокал при выполнении воинского приветствия не только невежливо, но и может быть сочтено нарушением дисциплины.
Аргенда
Обращения, приветствия и прочие обычаиАргенда – милитаризированное патриархальное государство, что отражается и в этикете. Уважение принято выказывать в отношении тех, кто выше по статусу, званию и старше по возрасту. При знакомстве первым представляется тот, чей статус/звание/возраст ниже. Женщин представляют сопровождающие их мужчины, если считают это нужным. Так, например, мать, жену или дочь, скорее, представят, а прихваченную для компании любовницу могут и обойти вниманием. Первой заговаривать с мужчинами или, тем паче, перебивать их для приличной аргендской женщины просто немыслимо; если дело не терпит отлагательств, даме следует найти способ привлечь к себе внимание, не вступая в беседу. Неприличная может позволить себе больше вольностей в поведении, однако, встревая в разговор мужчин, она должна быть готова к тому, что её резко попросят замолчать или удалиться. Публичные проявления заботы (как то предлагать сесть, придерживать двери и прочее) в аргендском обществе фактически не приняты, если только объект заботы не немощен и не болен. Да и то, аргендский мужчина любого возраста, даже если чувствует себя не лучшим образом, как правило, предпочтёт терпеть и улыбаться, чем прилюдно проявить слабость.
Мужчины при приветствии тем, кто выше по статусу, кланяются – чем больше разница в статусе, тем глубже поклон. Дамы делают глубокий реверанс, и при особо большой разнице в статусе не поднимаются из него, пока собеседник-мужчина не позволит или не уйдёт. Равные по статусу мужчины могут приветствовать друг друга кивками или рукопожатием – но не за ладонь, а ладонью к запястью. Старые друзья могут пожать друг другу руки за локоть и обняться. Целовать руки кому бы то ни было не принято – такой жест, с точки зрения аргендца, уместен или при принесении очень формальной клятвы (например, королю), или в интимной обстановке.
Если в формальном общении в Аргенде принято соблюдать дистанцию и субординацию, то в неформальном, и особенно среди равных, допустима довольно большая свобода. Более того, в силу идеи «братства по оружию», дворянин может вполне свободно беседовать с простолюдином и наоборот, особенно если им доводилось сражаться вместе.
Крепкие выражения в общении мужчин, примерно равных по статусу и принадлежащих к одному кругу, вполне допустимы. Невежливым будет ругаться в присутствии тех, чей статус заметно выше. Бранные слова из уст женщины, особенно благородного происхождения, аргендца могут шокировать.
К незнакомым людям невыясненного статуса можно вежливо обратиться «мсье» / «мадам», к незнакомому дворянину – «шевалье», к знакомому дворянину по титулу / титулу и фамилии (например, «граф» / «граф аль Труляля») или согласно общераспространённому табелю о рангах (король – Величество, принц – Высочество, герцог – Светлость, маркиз, граф – Сиятельство, все прочие – Милость). Кроме того, допустимо обращение по воинскому званию. Обращения типа «мой генерал» допустимы только из уст другого военного; из уст гражданского лица или, тем паче, женщины это будет звучать как недопустимое панибратство.
К любому духовному лицу принято обращаться «брат» (для рядовых клириков и монахов) или «благословенный брат» (для представителей высших слоёв церковной иерархии). Клириков принято приветствовать поклоном и жестом, когда раскрытая ладонь прикладывается к сердцу. Жест благословения – прикосновение раскрытой ладонью к голове опустившегося на одно колену адресата.
Воинское приветствие – ударообразное прикладывание сжатой в кулак правой руки к левой стороне груди, выполняется стоя по стойке смирно (более формально) или просто с прямой спиной, глядя на адресата приветствия (менее формально). Почёсываться, потягиваться или держать в другой руке бокал при выполнении воинского приветствия не только невежливо, но и может быть сочтено нарушением дисциплины.
Ругательства и прочие выражения эмоций
Учимся плохомуНеприятного собеседника принято посылать в Бездну (повсеместно) или к демонам (среди виенцев). Обычные физиологические посылы (в и на) также используются, но звучат грубее.
Место «чертей» в обсценной лексике занимают «духи», «злые духи» или «демоны». Например: «Да чтоб тебя духи забрали!», «Да чтоб тебя демоны драли!». Второе можно услышать и из уст аргендца, поскольку предполагается, что коитус с демоном может оказаться не самым безопасным мероприятием.
Поминать дерьмо, хрестоматийную ядрёну вошь и прочие схожие нейтральные выражения не возбраняется.
Сексуально окрашенные ругательства чаще встречаются в речи аргендцев. Виенцы в целом, как правило, выражаются мягче. Ругательства, оскорбительные для женщин («б**дь», «твою мать»), с точки зрения виенца, звучат не только очень грубо, но и странно.
Самые распространённые оскорбления по национальностям:
- к аргендцам – связанные с собаками и козлами/баранами («пёс шелудивый», «козёл вонючий», «баран безмозглый» и пр.), поскольку на гербе Аргенды изображён пёс, а у демонов Альгриса рога похожи на козлиные или бараньи;
- к виенцам – связанные с птицами, кошками и рыбами («курицы безмозглые», «кошки драные», «что-то рыбкой тухлой попахивает»), поскольку на виенских гербах часто изображают птиц, рыб и кошек.
В трудные и эмоциональные моменты можно взывать к национальным божествам:
- для аргендцев: «о Господи», «боже», «пламя Альгриса!», «клянусь какой-нибудь частью тела Альгриса!» и пр.;
- для виенцев: «о Светлейшая», «Небесная Мать», «слёзы Мейяллэ» и пр. – важно помнить, что объект воззваний – ЖЕНСКОЕ БОЖЕСТВО, а не бог-мужчина, поскольку с точки зрения виенской церкви обращение к богу-мужчине, строго говоря, ересь.
Восклицания «о Небо!» или «о Бездна!» универсальны для представителей обоих народов.
Аннуны могут употреблять любые ругательства, которые им по душе, но вместо богов будут взывать к духам (напр., «о духи!»).
Виена
Обращения, приветствия и прочие обычаиВ первую очередь Виена – это страна, где женщинам принято выказывать уважение, почтение и восхищение. При знакомстве первым всегда представляется кавалер; при приветствии и прощании с благородной леди принято целовать ей руку – приличным будет только слегка обозначить поцелуй, а страстные лобзания перстов будут выглядеть неуместно. Сидеть в присутствии женщины, особенно если она стоит, невежливо, если она не дала на то соизволения. Женщин пропускают вперёд и не перебивают, когда они говорят. Если женщина просит о помощи, долг приличного виенского кавалера – постараться исполнить её просьбу. Прочие проявления галантности (например, подать руку леди, выходящей из кареты) приветствуются, если ситуация не диктует более сдержанной манеры поведения – в частности, в рабочей обстановке, когда это противоречит здравому смыслу и субординации.
Мужчины при встрече могут, в зависимости от разницы в статусе и степени близости отношений, либо поклониться, либо с улыбкой кивнуть друг другу, либо пожать друг другу руки. Женщины, также в зависимости от разницы статусов и близости знакомства, могут приветствовать друг друга лёгким реверансом, рукопожатием (часто обеими руками за обе руки) или объятьями. Всё это, разумеется, не распространяется на действующую армию, где все приветствуют друг друга согласно уставу. В ситуации приёма, однако, возможно выбирать тот вариант, который кажется более уместным, – к тому же, выбор приветствия скажет собеседнику, обращаетесь ли вы к нему как к офицеру или как к частному лицу.
Явные проявления агрессии в обществе – беседы на повышенных тонах или, тем паче, драки, – не приняты и считаются неприличными, особенно если инициатором конфликта стал мужчина. Крепкие выражения допустимы в личном дружеском общении, однако стоит помнить, что любые ругательства, касающиеся матери адресата, считаются смертельным оскорблением и высшим проявлением невоспитанности.
К простолюдинам принято обращаться «мистресс» / «мэйстер», к любой даме благородного происхождения – «леди» (либо «моя леди»), к любому мужчине благородного происхождения – «лорд» (либо «мой лорд»). Однако к незнакомой женщине, даже если она не выглядит, как леди, вежливее и правильнее обратиться именно «леди» (мало ли кем она может оказаться). К эйрам вежливо обращаться «Ваша Милость», к Королеве – «Ваше Величество», к её дочерям – «Ваше Высочество». Кроме того, допустимо обращение по военному званию, если оно известно, особенно если адресат в форме и выступает как военный, а не как частное лицо.
Общепринятое вежливое обращение к жрицам – «светлая мать» или «светлая (имя жрицы)». Простолюдин может обратиться к жрице «матушка», но это прозвучит несколько по-деревенски. Обращение к двенадцати верховным жрицам – «Высокая мать». Ритуальный жест приветствия – ладони, приложенные к середине груди и склонённая голова. Жест благословения – «материнские» объятья.
Воинское приветствие – раскрытая ладонь правой руки, приложенная к середине груди, выполняется стоя по стойке смирно (более формально) или просто с прямой спиной, глядя на адресата приветствия (менее формально). Почёсываться, потягиваться или держать в другой руке бокал при выполнении воинского приветствия не только невежливо, но и может быть сочтено нарушением дисциплины.
Аргенда
Обращения, приветствия и прочие обычаиАргенда – милитаризированное патриархальное государство, что отражается и в этикете. Уважение принято выказывать в отношении тех, кто выше по статусу, званию и старше по возрасту. При знакомстве первым представляется тот, чей статус/звание/возраст ниже. Женщин представляют сопровождающие их мужчины, если считают это нужным. Так, например, мать, жену или дочь, скорее, представят, а прихваченную для компании любовницу могут и обойти вниманием. Первой заговаривать с мужчинами или, тем паче, перебивать их для приличной аргендской женщины просто немыслимо; если дело не терпит отлагательств, даме следует найти способ привлечь к себе внимание, не вступая в беседу. Неприличная может позволить себе больше вольностей в поведении, однако, встревая в разговор мужчин, она должна быть готова к тому, что её резко попросят замолчать или удалиться. Публичные проявления заботы (как то предлагать сесть, придерживать двери и прочее) в аргендском обществе фактически не приняты, если только объект заботы не немощен и не болен. Да и то, аргендский мужчина любого возраста, даже если чувствует себя не лучшим образом, как правило, предпочтёт терпеть и улыбаться, чем прилюдно проявить слабость.
Мужчины при приветствии тем, кто выше по статусу, кланяются – чем больше разница в статусе, тем глубже поклон. Дамы делают глубокий реверанс, и при особо большой разнице в статусе не поднимаются из него, пока собеседник-мужчина не позволит или не уйдёт. Равные по статусу мужчины могут приветствовать друг друга кивками или рукопожатием – но не за ладонь, а ладонью к запястью. Старые друзья могут пожать друг другу руки за локоть и обняться. Целовать руки кому бы то ни было не принято – такой жест, с точки зрения аргендца, уместен или при принесении очень формальной клятвы (например, королю), или в интимной обстановке.
Если в формальном общении в Аргенде принято соблюдать дистанцию и субординацию, то в неформальном, и особенно среди равных, допустима довольно большая свобода. Более того, в силу идеи «братства по оружию», дворянин может вполне свободно беседовать с простолюдином и наоборот, особенно если им доводилось сражаться вместе.
Крепкие выражения в общении мужчин, примерно равных по статусу и принадлежащих к одному кругу, вполне допустимы. Невежливым будет ругаться в присутствии тех, чей статус заметно выше. Бранные слова из уст женщины, особенно благородного происхождения, аргендца могут шокировать.
К незнакомым людям невыясненного статуса можно вежливо обратиться «мсье» / «мадам», к незнакомому дворянину – «шевалье», к знакомому дворянину по титулу / титулу и фамилии (например, «граф» / «граф аль Труляля») или согласно общераспространённому табелю о рангах (король – Величество, принц – Высочество, герцог – Светлость, маркиз, граф – Сиятельство, все прочие – Милость). Кроме того, допустимо обращение по воинскому званию. Обращения типа «мой генерал» допустимы только из уст другого военного; из уст гражданского лица или, тем паче, женщины это будет звучать как недопустимое панибратство.
К любому духовному лицу принято обращаться «брат» (для рядовых клириков и монахов) или «благословенный брат» (для представителей высших слоёв церковной иерархии). Клириков принято приветствовать поклоном и жестом, когда раскрытая ладонь прикладывается к сердцу. Жест благословения – прикосновение раскрытой ладонью к голове опустившегося на одно колену адресата.
Воинское приветствие – ударообразное прикладывание сжатой в кулак правой руки к левой стороне груди, выполняется стоя по стойке смирно (более формально) или просто с прямой спиной, глядя на адресата приветствия (менее формально). Почёсываться, потягиваться или держать в другой руке бокал при выполнении воинского приветствия не только невежливо, но и может быть сочтено нарушением дисциплины.
Ругательства и прочие выражения эмоций
Учимся плохомуНеприятного собеседника принято посылать в Бездну (повсеместно) или к демонам (среди виенцев). Обычные физиологические посылы (в и на) также используются, но звучат грубее.
Место «чертей» в обсценной лексике занимают «духи», «злые духи» или «демоны». Например: «Да чтоб тебя духи забрали!», «Да чтоб тебя демоны драли!». Второе можно услышать и из уст аргендца, поскольку предполагается, что коитус с демоном может оказаться не самым безопасным мероприятием.
Поминать дерьмо, хрестоматийную ядрёну вошь и прочие схожие нейтральные выражения не возбраняется.
Сексуально окрашенные ругательства чаще встречаются в речи аргендцев. Виенцы в целом, как правило, выражаются мягче. Ругательства, оскорбительные для женщин («б**дь», «твою мать»), с точки зрения виенца, звучат не только очень грубо, но и странно.
Самые распространённые оскорбления по национальностям:
- к аргендцам – связанные с собаками и козлами/баранами («пёс шелудивый», «козёл вонючий», «баран безмозглый» и пр.), поскольку на гербе Аргенды изображён пёс, а у демонов Альгриса рога похожи на козлиные или бараньи;
- к виенцам – связанные с птицами, кошками и рыбами («курицы безмозглые», «кошки драные», «что-то рыбкой тухлой попахивает»), поскольку на виенских гербах часто изображают птиц, рыб и кошек.
В трудные и эмоциональные моменты можно взывать к национальным божествам:
- для аргендцев: «о Господи», «боже», «пламя Альгриса!», «клянусь какой-нибудь частью тела Альгриса!» и пр.;
- для виенцев: «о Светлейшая», «Небесная Мать», «слёзы Мейяллэ» и пр. – важно помнить, что объект воззваний – ЖЕНСКОЕ БОЖЕСТВО, а не бог-мужчина, поскольку с точки зрения виенской церкви обращение к богу-мужчине, строго говоря, ересь.
Восклицания «о Небо!» или «о Бездна!» универсальны для представителей обоих народов.
Аннуны могут употреблять любые ругательства, которые им по душе, но вместо богов будут взывать к духам (напр., «о духи!»).