I g n i s
"пламя танцует в руках рассвета, пламя не знает границ и слов" (с) Эол
Традиционным сезоном свадеб в Аргенде считается зима. Случается, конечно, что браки заключают и в другие сезоны, но традиция зимних свадеб сложилась не на пустом месте: во-первых, сельскохозяйственные работы завершились, во-вторых, боевые действия обычно затихают на самый холодный сезон, и солдаты, активно воюющие на границах, приезжают в родные дома. Самое время подыскать себе подходящую невесту, чтобы, если повезёт вернуться живым в следующем году, кто-то ждал тебя дома. Ну а если удача не улыбнется и воин падёт в бою, наследство будет кому передать.

Аргендский брак по сути своей представляет договор - который заключается вовсе не между мужем и женой, как могли бы подумать какие-нибудь нечестивые виенцы, а между главами родов будущих супругов.
Задолго до самой церемонии отцы семейств обсуждают вопросы будущего брака, определяя, какое приданное пойдёт (если пойдёт) за невестой и какое содержание выделит ей будущий муж. Если речь идет о благородном семействе, то нередко вопросом торга становятся и политические выгоды, которые сулит тот или иной союз.
И пусть женщина в Аргенде носит всегда лишь почетный титул и не обладает правом собственности, порой негласная поддержка семьи супруги в делах супруга ценится куда выше презренного метала. Аргендцы гордятся сыновьями, но не стоит забывать, что и дочери имеют свою ценность. И цену.

Брачная церемония символизирует собой окончательное скрепление клятвами договора между родами.
Таинство брака, как правило, совершается с наступлением темноты. Поскольку Альгрис повелевает огнём, в храме пылают факелы, отгоняя от новобрачных всякую тень скверны, а приглашенные на свадьбу гости держат в руках лампады.
Священнослужитель объявляет собравшимся о церемонии, читает очистительную молитву и разжигает священный огонь на алтаре.
Отец (или иной опекун) приводит невесту к алтарю, где её ожидает жених.
В традиционном сценарии аргендского брака будущий супруг и отец невесты приветствуют друг друга поклонами. Жених - при священнике и гостях, - подтверждает своё желание взять в жены данную конкретную девицу:
- Я (далее следует конструкция в духе “Базиль из семьи аль Пупкин, баронет, владетель таких-то земель” для благородных / “Базиль из семьи Пупкин” для простолюдинов), прошу тебя, отец и господин этой женщины, отдать мне её в жёны.
- Клянёшься ли ты, (Базиль из понятно какой семьи), быть ей щитом и опорой, сталью и жизнью своей защищать её от любого зла, чтобы она не ведала ни нужды, ни опасности, и почитать её как мать твоих детей, отныне и пока смерть не разлучит вас, если будет она тебе доброй и покорной женой?
- Клянусь!
- Отдаю тебе, (Базиль), эту женщину. Да будет над вами моё благословение и благословение Альгриса и да множится сыновьями твой род.
В идеальном сценарии невеста - чистая, непорочная, скромная, - не поднимает глаз на будущего мужа до тех пор, пока отец семейства не вручит её руку будущему мужу и пока тот не откроет её лица.
Затем священнослужитель, ведущий церемонию, задаёт невесте три вопроса следующего содержания: “Почитаешь ли ты Альгриса?”, “Отрицаешь ли ты скверну?”, “Чиста ли ты душой и телом?” (в случае вдов ограничиваются только “душой”), и, получив утвердительный ответ на них, передаёт слово ей, дабы она могла принести свою брачную клятву.
- Я, (далее следует конструкция типа “такая-то, дочь такого-то”), перед Альгрисом и на священной стали клянусь тебе, (такому-то), быть
верной в делах и в мыслях, хранить твой очаг и быть твоим прибежищем, слушаться и почитать тебя, как слушалась и почитала родного отца, и служить тебе сердцем и телом своим.
Всё это невеста произносит, прикасаясь рукой к навершию оружия (как правило, специального кинжала с тупым лезвием, во избежание эксцессов из-за неуклюжести или излишней нервозности), который держит перед ней жених, а затем в подтверждение клятвы целует клинок. На юге же клятвы произносят, держа руку над огнём, и клянутся, соответственно, “на священном пламени”.
После принесения клятвы жених и невеста преклоняют колени перед священнослужителем, тот благословляет новоиспечённых супругов и объявляет брак свершившимся.

Первая ночь праздника обычно проходит без участия молодожёнов, поскольку по завершении церемонии приличным и правильным для них считается удалиться в брачные покои для исполнения супружеского долга.
До рассвета следующего дня жениху предстоит установить, так ли непорочна его невеста, как она клялась перед лицом Альгриса, и если нет - то стать героем скандала, а то и дуэли с участием ее родственников. Впрочем, в наши времена такие скандалы довольно редки, и изъяны невесты часто окупаются иными ее достоинствами, включая кошелек родителей.

О костюме:
Приличная аргендская девушка в день свадьбы должна быть одета в закрытое платье (как правило, чёрное) с воротником-стойкой, если род её знатен - то платье может быть исполнено в геральдических цветах. Единственное допустимое украшение невесты (надо иметь в виду, что расшитое драгоценными камнями платье украшением не считается) - венок. Традиционный аргендский свадебный венок плетется из живой ветви остролиста с алыми ягодами, символизирующими непорочность невесты. Состоятельные семьи, впрочем, чаще используют ювелирные имитации остролиста. Такие украшения передаются в семьях из поколения в поколение. Кроме того, с момента, когда невеста с отцом покидает родной дом и до момента, когда она предстаёт в храме перед женихом, её лицо должно быть закрыто вуалью.
Если замуж выходит вдова, алые ягоды с венка прилично оборвать, дабы не вводить достойных людей в заблуждение относительно статуса невесты.
Мужчина-воин появляется в храме в мундире и при оружии. Впрочем, представитель благородной фамилии может явиться также одетым в геральдические цвета. Приличным будет надеть и воинские награды, если таковые есть у жениха.
Вообще, ввиду того, что аргендцы придают немалое значение сравнению воинских заслуг, а дух соперничества силён, регалий жениха не может быть слишком много.

@темы: Свитки, Аргенда