Если уподобить Аргенду мечу, то религия – это и его сердечник, и тот огонь, в котором он был выкован. Предки нынешних аргендцев, воинственные племена горцев, верили, что божьей благодатью отмечены самые удачливые и умелые воины, и именно с тех пор повелось, что молитвы и хвалы Альгрису возносили те, кто больше всего отличились на ратном поприще, его возлюбленные сыны. И по сей день нет для аргендца доли почётнее, чем служить богу и отчизне с оружием в руках, и быть ли той службе под королевским знаменем или под священным стягом – не столь уж важно. И то, и другое – путь, достойный доблестного мужа.
В былые времена разницы между воинами и священнослужителями фактически не было, однако с развитием и централизацией общества (которая в силу национального характера шла более чем мучительно) Церковь выделилась в отдельную организацию, ведущую битву за души и помыслы людей и защищающую их не менее ревностно, чем воины-миряне охраняют границы аргендских земель. На данный момент власть и влияние Церкви Альгриса в Аргенде велики, и даже если главой государства остаётся король, редкое серьёзное государственное решение может быть принято, если Верховному Жрецу (чьими устами, как считается, говорит сам бог) оно окажется не по нраву.
Миф о сотворении мира, основные положения, священные текстыАргендцы верят, что летающие острова – точнее, один великий остров на заре времён был выкован Альгрисом в его божественном пламени и населён живыми существами, которых породили бог-создатель и его супруга, богиня любви. Однако как только на свете появились люди, Мейяллэ проявила свой подлый и блудливый нрав, сначала повадившись изменять супругу со смертными, а потом и измыслив смуту и раскол, чтобы низвергнуть его в Бездну и остаться единственной владычицей всего мира. Альгрис терпеть подобного не пожелал и собрался изгнать и заточить изменницу, но та, вместо того, чтобы подчиниться его справедливому суду и не столь уж жестокому приговору, едва не уничтожила их детище в попытках всё-таки взять над ним верх. Так острова раскололись и разошлись, и та часть, что Альгрис сумел защитить от поползновений Мейяллэ, стала Аргендой, а та, над которой её неправедная власть оказалась слишком сильна, стала Виеной.
Неудивительно, что с тех пор Альгрис завещал своим верным детям держать своих дочерей и жён в строгости и всегда помнить об их непостоянстве и коварстве. А сыновьям своим наказал хранить в сердцах священное пламя доблести, в котором сгорит всё дурное и недостойное, не преступать данных клятв, не предавать доверия и платить добром за добро и кровью за кровь. Трусы, предатели и слабые духом канут в вечное небытие Бездны, а отважные и верные сердца войдут после смерти в чертоги Альгриса и присоединятся к его великому воинству, которое однажды, в конце нынешних времён, вернётся на землю, дабы окончательно очистить её от всякой скверны.
Альгрис – суровый отец и справедливый судья, которого любят и перед которым трепещут; верных его пламя согреет и выведет из тьмы, а грешников испепелит. По сложившейся традиции его изображают как сурового мужа или в доспехах, или в чёрной мантии, с мечом или факелом в руках. Часто его, как и его служителей-демонов, также изображают с рогами и чёрными крыльями за спиной. Фигура Альгриса идеализируется и даже, можно сказать, романтизируется; по крайней мере, случаи искренней преданности богу на грани влюблённости среди его последователей встречаются с завидной регулярностью.
История сотворения мира, какой её видят последователи Альгриса, божественные заветы, сказания о героях, чьи деяния наглядно демонстрируют, как эти заветы следует чтить, и рассуждения первых служителей Альгриса, признанные истинными и достойными внимания, объединены в единую книгу, «Гвир» (что означает «истинный» в переводе с древнеаргендского). Полный текст его может храниться только в храмах на алтаре и доступ к нему есть только у священнослужителей, миряне же вынуждены довольствоваться сокращёнными версиями, которые издаются для чтения дома или в пути. Самые старые же списки Гвира и те его версии, которые можно было бы назвать «апокрифами», хранятся в монастырях и в библиотеке Верховного Жреца, и к ним допуск ограничен ещё сильнее. Мирянину до них добраться совершенно невозможно; впрочем, даже владение полным текстом Гвира считается правонарушением для всех, кто не имеет духовного сана.
Преступлением против веры, которое карается наиболее сурово, считаются сношения с духами, которые, как верят в Аргенде, возникли в мире из-за предательства Мейяллэ. Эти зловредные создания могут являться людям, искушать их, склонять к злым делам. Душа человека, соприкоснувшись с духом, лишается шанса на загробную жизнь, что наносит вред не только самому смертному, но и всем, кто его окружает (поскольку не обязательно даже впускать духа в свой разум, достаточно одного прикосновения), и самому Альгрису, который лишается, возможно, ещё одного воителя. Кроме того, известно, что духи умеют вкладывать в сознание смертных лживые и опасные идеи; не раз и не два бывало, что люди, одержимые или введённые в заблуждение, творили страшные непотребства, разрушая храмы, убивая как ближних, так и вовсе незнакомых людей, наводя хаос и восставая против власти Церкви и короля. Такие деяния – равно как и ложные трактовки истории создания мира и роли и места богов в нём – ведут прямиком на костёр, где пламя поможет рассудить, очиститься ли душе грешника или сгинуть навеки.
Структура и сфера полномочий ЦерквиВпрочем, бороться с теми, кто предаёт веру, – дело инквизиторов, которых иногда ещё называют Псами или Сворой Альгриса. Повседневная же забота о душах аргендцев лежит на плечах обычных клириков. Следует заметить, что каждый жрец Альгриса – воин. Это не значит, что каждому довелось сражаться с оружием в руках против виенцев, но, тем не менее, хотя бы основами воинской науки владеют все. Обучение мальчиков письму, счёту и началам ратного дела входит в обязанности клириков наряду с отправлением таинств: посвящением новорождённых детей богу, посвящением мальчиков в воины, венчанием (каковое имеет форму, скорее, договора между отцом невесты и её будущим супругом), освящением имущества, как правило, крупного, и проведением похоронных обрядов. Кроме того, в обязанности клириков входит ободрение павших духом и опека женщин, оставшихся без мужа и прочих совершеннолетних родственников мужского пола – что важно, поскольку положение одиноких дам в Аргенде весьма незавидно, если у них нет хоть какого-нибудь заступника. Также Церковь отвечает за часть сиротских приютов.
Структура аргендской церкви выглядит следующим образом: во главе стоит Верховный Жрец, выбираемый пожизненно из числа экзархов – священнослужителей, отвечающих за герцогства и иные административные единицы, во главе которых стоят вассалы-примус аргендского короля. Наибольшим влиянием среди экзархов, как правило, обладают те, в чьём распоряжении находятся наиболее значимые территории, и представители наиболее древних и влиятельных семей. Поскольку, вступая в церковные ряды, отпрыск благородного семейства вовсе не обязан отказываться от титула и владений, иногда бывают случаи, когда экзарх совмещает свою должность с титулом правителя какой-либо области, хоть это и удваивает бремя обязанностей. Так, например, нынешний Верховный Жрец одновременно носит титул герцога аль Менье. Далее структура Церкви дублирует аристократическую: к каждому вассалу-секундус, располагающему достаточно значительными владениями, приставляется т.н. «коадъютор» – священнослужитель, который должен оказывать поддержу владетелю земель в духовных вопросах (иначе говоря, имеющий достаточно широкие полномочия для того, чтобы вмешиваться при необходимости в дела светские). Коадъюторы могут быть «старшими» и «младшими», и «старшинство» даруется за заслуги или по выслуге лет. Как правило, старшие коадъюторы заняты делами более крупных территорий – или наиболее значимых городов. Младший клир делится на аколитов (выпускников духовных школ; значительная часть сельских клириков относится именно к этой категории) и капелланов (несущих службу в армии или в качестве личных клириков благородных семейств).
Принцип целибата аргендской церкви чужд абсолютно. Запрет вступать в брак действует для рядовых клириков, а так же монахов и инквизиторов, однако плотских связей этот запрет не касается никоим образом. Альгрис требует от своих служителей преданности его делу, но вовсе не склонен лишать своих верных воинов всех радостей жизни. Более того, клирики, достигнувшие уровня старшего коадъютора и тем самым доказавшие, что способны вести за собой людей, получают право завести семью. Как-никак, негоже лишать достойных вождей возможности продолжиться в потомстве.
Обучение всех будущих духовных лиц проходит в школах (напоминающих, пожалуй, кадетские корпуса с углублённым изучением теологии и ряда других духовных дисциплин), куда принимают мальчиков с 14 лет, прошедших посвящение в воины. Учатся в таких школах 4 года, а на третьем году, когда ученику исполнится 17, он должен выбрать, пойти ли путём клирика или монаха. Те, кто выбирает второе и решает посвятить себя Альгрису безраздельно, вступают в ряды Братьев Огня, чьё служение заключается в воинских упражнениях, выполнении воли Церкви и защите веры исключительно делом, а не словом. Жёсткая дисциплина, великолепная подготовка и безоговорочное подчинение настоятелям монастырей или духовным лицам, которым их придают для защиты или поддержки, – вот чего ожидают от священного воителя Альгриса. Часть монастырей полностью подчинена инквизиции.
ИнквизицияИнквизиция же, даже оставаясь частью Церкви, стоит всё-таки несколько особняком. Будущих инквизиторов отбирают из молодых аколитов и монахов, продемонстрировавших особую преданность Альгрису и необходимый склад ума и характера. Как правило, соответствующую рекомендацию может дать глава школы или иной старший представитель духовенства. Кроме того, прошение может подать сам юный священнослужитель, или, в отдельных случаях, сами представители инквизиции предлагают вступить в их ряды тех, кто так или иначе привлёк их внимание. Надо заметить, что предпочтение чаще отдают всё-таки клирикам, поскольку монахи имеют репутацию людей дисциплинированных, но не обладающих достаточно творческим и независимым мышлением, необходимым для работы следователя.
Инквизиторы не имеют права вступать в брак; исключение делается только для самой верхушки организации – Верховного Инквизитора и членов Верховного Капитула, осуществляющего управление всеми делами инквизиции (чья численность редко превосходит 10 человек), но надо заметить, что правом этим они пользуются сравнительно редко. Кроме того, для инквизиторов действуют достаточно строгие ограничения на владение крупной частной собственностью: они не могут владеть имением или делом, приносящим им доход, а если имеют дворянский титул (или получают таковой за службу, что тоже возможно), такой титул остаётся почётным и личным, не подразумевает владения землёй и не может быть передан кому-либо из родственников. Средства на жизнь и на служебные нужды выделяются из казны и владений самой организации.
Верховный Инквизитор по статусу приравнивается к экзарху и формально починяется Верховному Жрецу. Тем не менее, Верховный Жрец может вмешиваться в дела следствия в очень ограниченных рамках, а вынесенные приговоры может только порекомендовать смягчить. Если доказательства вины очевидны и преступление против веры оказалось достаточно серьёзным, инквизиция имеет право проигнорировать такую рекомендацию. Это, конечно, не отменяет закулисных разбирательств, но официальная ситуация именно такова.
ЭтикетЧто касается обращений, то в Аргенде принято обращаться к любому духовному лиц «брат» (для рядовых клириков и монахов) или «благословенный брат» (для представителей высших слоёв церковной иерархии). Считается, что отец у всех аргендцев один – Альгрис, все смертные же – братья по крови и по оружию. Так и духовное лицо любого прихожанина будет звать братом. Женщин, впрочем, сёстрами не зовут; приличным и допустимым из уст духовного лица обращением к особе женского пола будет просто «женщина», тогда как всё прочее будет уже проявлением изысканной вежливости по отношению к семье, к которой она принадлежит. Клириков принято приветствовать поклоном и жестом, когда раскрытая ладонь прикладывается к сердцу. Женщинам надлежит делать глубокий реверанс и не подниматься из него без разрешения, а так же не поднимать глаз, демонстрируя скромность и смирение. Благословение же священнослужители даруют, возлагая руку на голову опустившегося на одно колено мирянина или младшего брата по вере.
Аргенда: религия и церковь
Если уподобить Аргенду мечу, то религия – это и его сердечник, и тот огонь, в котором он был выкован. Предки нынешних аргендцев, воинственные племена горцев, верили, что божьей благодатью отмечены самые удачливые и умелые воины, и именно с тех пор повелось, что молитвы и хвалы Альгрису возносили те, кто больше всего отличились на ратном поприще, его возлюбленные сыны. И по сей день нет для аргендца доли почётнее, чем служить богу и отчизне с оружием в руках, и быть ли той службе под королевским знаменем или под священным стягом – не столь уж важно. И то, и другое – путь, достойный доблестного мужа.
В былые времена разницы между воинами и священнослужителями фактически не было, однако с развитием и централизацией общества (которая в силу национального характера шла более чем мучительно) Церковь выделилась в отдельную организацию, ведущую битву за души и помыслы людей и защищающую их не менее ревностно, чем воины-миряне охраняют границы аргендских земель. На данный момент власть и влияние Церкви Альгриса в Аргенде велики, и даже если главой государства остаётся король, редкое серьёзное государственное решение может быть принято, если Верховному Жрецу (чьими устами, как считается, говорит сам бог) оно окажется не по нраву.
Миф о сотворении мира, основные положения, священные тексты
Структура и сфера полномочий Церкви
Инквизиция
Этикет
В былые времена разницы между воинами и священнослужителями фактически не было, однако с развитием и централизацией общества (которая в силу национального характера шла более чем мучительно) Церковь выделилась в отдельную организацию, ведущую битву за души и помыслы людей и защищающую их не менее ревностно, чем воины-миряне охраняют границы аргендских земель. На данный момент власть и влияние Церкви Альгриса в Аргенде велики, и даже если главой государства остаётся король, редкое серьёзное государственное решение может быть принято, если Верховному Жрецу (чьими устами, как считается, говорит сам бог) оно окажется не по нраву.
Миф о сотворении мира, основные положения, священные тексты
Структура и сфера полномочий Церкви
Инквизиция
Этикет