Поскольку в мире Альмейи боги – вполне реальные и активно действующие фигуры в системе мироздания, следует очертить те грани их возможностей, о которых доподлинно известно смертным. Силы Альгриса и Мейяллэ примерно равны и способностями они обладают примерно одинаковыми – по крайней мере, в том, что касается взаимодействия с их последователями.
Развернуть свиток
Во-первых, боги могут даровать благословение или «отворачиваться». Благословение – это своего рода энергетическая метка, говорящая: «Этот человек мне угоден, да не творит мир ему препятствий свыше необходимого». Такую метку чувствуют и служители бога, и духи, которые предпочтут обойти верующего стороной, поскольку их зловредная магия, скорее всего, не сработает. Если же бог отвернулся от своего последователя, такой человек лишается божественной защиты и поддержки и шанса получить ответ на свои молитвы. Те, кто чувствительнее в духовных вопросах, могут ощутить себя бесконечно одинокими, брошенными, а свою жизнь – внезапно лишившейся смысла.
Во-вторых, боги могут помогать тем, кто им молится. Искренне верующий человек, помолившись, может получить божественную поддержку, которая имеет вид некоего количества, условно говоря, «силы», передаваемой просителю. Так, допустим, в случае, когда верующий человек просит помочь ему сдать очень важный экзамен, бог не станет влиять на сознание экзаменатора или подтасовывать билеты, но выдаст способность больше запомнить, быстрее соображать и ориентироваться в ситуации и лучше чувствовать момент (т.е. даст, грубо говоря, сил и удачи справиться с поставленной задачей). Ответ на свои молитвы получают далеко не все и не всегда, но шансы дозваться до бога, если вера сильна, а нужда велика, неплохие.
В-третьих, боги могут говорить со своими последователями. Такие беседы могут принимать форму «откровения» (для тех, кто в большей степени настроен на бога и мироздание) или явления посланца бога (демона для Альгриса и целеста для Мейяллэ). Откровение – это фактически вторжение бога в сознание человека, оставляющее явно видимый священнослужителям след, который невозможно с чем-либо спутать. Сам человек, переживший подобный опыт, также не сможет перепутать откровение с бредом или игрой воображения, поскольку ни один наркотик и ни одна болезнь не дадут такого ощущения невообразимого трепета и восторга от присутствия великой и разумной силы без всякого похмелья и иных физических последствий. Что до посланцев богов, то они имеют достаточно характерный и причудливый вид, а их природа совершенно явно нечеловеческая, так что принять их за соседа-шутника невозможно. Так, демоны имеют вид очень статных черноволосых и синеглазых мужчин с рогами на голове и чёрными крыльями за спиной, а целеста выглядят как потусторонне-прекрасные светловолосые женщины с белыми крыльями.
В-четвёртых, боги могут овладевать телами своих последователей – либо с целью высказаться их устами (что может случаться, как правило, со священнослужителями), либо с целью совершить некое деяние (но подобные случаи относятся к разряду религиозных мифов в силу великой редкости и окружены завесой тайны). В Виене, например, во главе Церкви могут стоять только те жрицы, чьими устами говорила богиня. В Аргенде при выборе церковного руководства этому придают меньше значения, однако считается, что устами Верховного Жреца, как минимум, бог иногда оповещает смертных о своей воле.
Храмы богов – места концентрации их божественной силы. За счёт этого храм (в норме) защищён от воздействия духов и позволяет успешнее докричаться до небесного покровителя с просьбой. Кроме того, благословение, данное искренне верующим священнослужителем в храме, будет гораздо эффективнее.
Если же говорить о ересях, то помимо ересей «рассудочных» (таких, как попытки логически трактовать религиозные догматы иначе, чем принято церковью того или иного бога, или оспаривать их), можно выделить ереси «духовные» (касающиеся наносящего вреда душе человека взаимодействия с духами).
Хорошим примером «рассудочной» ереси будет движение, духовный лидер которого заявляет, будто боги не создавали мир, а только паразитируют на нём, тогда как создан он был некоей древней силой, позднее расколовшейся на отдельных духов. Подобные идеи в прошлом бродили в сознаниях как аргендцев, так и виенцев, и искоренялись беспощадно.
Другим ярким примером подобных ересей будет убеждение, будто бы божество-антагонист было не столь уж не право в своих претензиях, предшествовавших разделению островов, а все беды и неурядицы происходят от того, что ему(ей) не оказывают должного почтения. Очаги подобного вольнодумия периодически вспыхивают до сих пор – и неизменно подавляются.
Крайнее неодобрение обеих церквей также вызывают попытки отдельных мирян «научно» проникнуть в суть природы богов и духов, даже если никакой речи о неправильной трактовке догматов или о взаимодействии с духами не идёт.
Атеизм как идея в мире не распространён и для мира не характерен - сложно отрицать существование того, что более или менее регулярно проявляет себя в реальности. Заявлять в данных условиях, что "богов не существует", скорее, не достойная уважения позиция интеллектуала, а подростковый эскапизм.
Официальная позиция обеих церквей относительно духов, транслируемая в общество, сводится примерно к тому, что в большинстве случаев «взаимодействие с духами» есть не более чем опасное заблуждение праздного рассудка, которое, тем не менее, наносит непоправимый вред душе верующего человека и требует серьёзной разъяснительной работы. Если в церкви Мейяллэ такая работа действительно может оказаться разъяснительной, а искренне раскаявшегося еретика могут пощадить, то церковь Альгриса предпочитает действовать жёстче и не рисковать, оставляя в живых разносчиков опасных идей. В тех же случаях, когда общение с духами действительно имело место быть, духи выступают агентами хаоса и разрушения (предположительно подосланными божеством-антагонистом), которые соблазняют человека лживыми речами, овладевают его душой, рассудком и телом, предлагая ему взамен сверхчеловеческие силы или способности, и далее творят его руками всяческие непотребства.
Можно привести следующие обобщённые примеры:
- редкие, но крайне громкие дела о развращённых духами представителях высшего общества, иногда на протяжении не одного поколения, когда некая сущность обитает в родовом гнезде и манипулирует главой семьи и его потомством;
- крестьянские суеверия, связанные с поднесением даров духам, обитающим в лесах или сельскохозяйственных угодьях;
- бунты низов, спровоцированные, скорее, вполне мирскими причинами, но принявшие религиозную окраску после того, как какой-нибудь дух решил повеселиться, или, наоборот, возмущения по наущению какого-либо духа, окрашенные социально в целях маскировки истинных причин, – такие часто приводят к разрушению храмов и гибели священнослужителей;
- одержимость одиночек, которые, пользуясь полученными от духов силами, пытаются добиться каких-либо целей, что тоже часто приводит к гибели священнослужителей и невинных свидетелей.
Кроме того, если говорить об Аргенде, то там существует некое подобие «тайного общества» так называемых «экзорцистов» – наследников знаний некогда церковной организации, в давние времена пытавшейся бороться с духами руками тех, кто способен с ними взаимодействовать, однако впоследствии взбунтовавшейся и уничтоженной почти полностью.
Аргенда и Виена: боги, мистика, ереси
Поскольку в мире Альмейи боги – вполне реальные и активно действующие фигуры в системе мироздания, следует очертить те грани их возможностей, о которых доподлинно известно смертным. Силы Альгриса и Мейяллэ примерно равны и способностями они обладают примерно одинаковыми – по крайней мере, в том, что касается взаимодействия с их последователями.
Развернуть свиток
Развернуть свиток