Театр в Аргенде пользуется изрядной популярностью – что неудивительно, ведь он, как ничто иное, позволяет ненадолго отвлечься от повседневных забот и тревог. Драматическое искусство в равной мере ценит как простой народ, так и знать, и каждый может найти себе произведение и исполнителей по вкусу.
Аргендские театральные труппы можно поделить на две основных категории: бродячие и «оседлые». Бродячих, ожидаемо, больше, репертуар у них, как правило, рассчитан на менее изысканные вкусы, а представления редко поднимаются над уровнем балагана, незатейливого юмора или популярных сентиментальных сюжетов. «Оседлые» же труппы – либо бывшие бродячие, которым повезло найти себе покровителя, либо изначально собранные под чьим-то патронажем. Таких гораздо меньше, и все они базируются в крупных городах. Фактически, наличие в городе театра с постоянной труппой свидетельствует о том, что данный город можно отнести к числу процветающих и важных.
развернуть свитокВ Альдаре число «оседлых» трупп колеблется от трёх до пяти, и две из них удостоились покровительства королевской семьи – «Королевский музыкальный театр» (специализирующаяся на музыкальных спектаклях на стыке балета и оперы) и «Солер» (коллектив, ставящий, в основном, драматические произведения серьёзного и возвышенного содержания). Конкурировать с ними мало кто решается, но среди прочих трупп идёт постоянная ожесточённая борьба за внимание публики – и богатых покровителей.
Помимо театров, принадлежащих той или иной успешной труппе (и таких театров сейчас в столице всего три), существуют также сцены, сдающиеся в аренду, – и среди них встречаются как помещения с полностью крытым залом, так и те, где под крышей находится лишь сцена и галерея, а партер открыт всем стихиям. В тех театрах, которые посещает знать и которые пользуются широкой популярностью, уже существует практика выкупать места и целые ложи на сезон, тогда как в театрах попроще, случается, нумерованные места отсутствуют как факт.
Жанры
Наиболее популярными театральными жанрами можно считать:
- комедию – чаще встречаются комедии, по уровню близкие к фарсу или комедии положений. Несмотря на внешнюю несерьёзность, именно в комедиях чаще всего высмеиваются какие-либо недавние события и видные фигуры, поэтому за театрами, отдающими предпочтение этому жанру, цензура следит пристальнее всего;
- мелодраму – нередко действие в подобных произведениях перенесено в абстрактное прошлое, но изображаются там не исторические события, а некие захватывающие приключения и кипящие страсти;
- трагедию – трагедии также часто повествуют о событиях прошлого, но с большим вниманием к исторической достоверности, и считаются, в противовес комедии и мелодраме, жанром серьёзным. Сюжеты чаще всего отличаются возвышенностью и патриотической патетикой;
- аллегории и мистерии – либо повествуют о неких аллегорических фигурах (таких, как воплощение добродетелей и пороков, например), либо изображают религиозные сюжеты (как взятые из Гвира, так и относящиеся к народным околорелигиозным преданиям).
Все эти жанры могут быть представлены на сцене как в чисто драматической форме, так и при помощи музыки, танца и пения. Кроме того, комедии и аллегории иногда попадаются такого рода и содержания, что дам на такие спектакли просто не допускают.
Спектакли, даже чисто драматические, принято сопровождать музыкой. Кроме того, большим почётом пользуются «спецэффекты», создаваемые как при помощи механизмов, так и при помощи различных дымящихся, взрывающихся и других алхимических смесей. Алхимикам же актёры во многом обязаны разнообразным гримом.
Отношение к театру в Аргенде двоякое. С одной стороны, театр – прекрасное развлечение и, заодно, что признаёт даже Церковь, мощный инструмент для трансляции информации в народ. С другой – «кривляющиеся на сцене фигляры» никак не могут считаться идеалом нравственности и добродетели, но при этом они завоёвывают сердца и умы зрителей и легко могут их смутить. Наиболее консервативно настроенные аргендцы театр не одобряют и обходят по широкой дуге, но таких не так уж много; остальные же, что простолюдины, что знать, с удовольствием посещают спектакли и представления.
В более престижных театрах вести себя принято более или менее чинно. Явиться только на любимую сцену не возбраняется, равно как не возбраняется и употреблять напитки и закуски, сидя в ложе, но слишком громкое чавканье, разговоры в голос и беготня по зрительному залу будут сочтены грубым нарушением приличий. В театрах попроще атмосфера куда как более расслабленная, и публика, особенно если представление её не увлекло, вполне может кидать на сцену овощи разной степени свежести и громко комментировать игру актёров.
Следует также заметить, что разыгрывать дома сцены из популярных и полюбившихся произведений считается вполне пристойным времяпрепровождением. Как правило, профессиональными актёрами дворяне не становятся (не считая отдельных романтических историй об увлечении искусством), но домашние постановки для небольшой компании друзей и родственников – достаточно популярный вид досуга, особенно в столице.