Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Религия в Виене — основа культуры, а Церковь заведует многими общественными институтами, так что влияние жриц Богини на общественную жизнь трудно переоценить.
Миф о сотворении мира. Таинства. Церковные медицина и образованиеЗдесь верят, что мир был поднят из Бездны богиней Мейяллэ, покровительницей любви, красоты и творчества, подательницей жизни. В этом деянии ей помогал Альгрис. Вместе они заселили мир всеми существующими живыми тварями и сотворили людей. Однако вскоре между богами произошла ссора. Мейяллэ любила людей и щедро наделяла их талантами, красотой и другими дарами, и Альгриса это разгневало: он хотел, чтобы люди были рабами, послушными его воле, а милосердная мать делает их едва ли не подобными богам! Распря между творцами мира была страшна. Мейяллэ изо всех сил защищала юную землю от злобы Альгриса, но ему удалось отнять у неё половину всего, что они создали вместе. И мир раскололся пополам. Та его часть, что осталась под рукой Богини, стала Виеной, а та, что захватил Альгрис, сделалась Аргендой.
С тех пор виенцы почитают и любят свою Мать, называя её "Светлейшая" и изображая её прекрасной женщиной в белых одеждах и с белыми крыльями за спиной. В руках она держит в свой символ — чашу с водой или белую птицу.
Богиня справедливо судит тех, кто принадлежит ей. Праведники обретают после смерти крылья и присоединяются к свите Мейяллэ в её благоуханных садах. Грешников же, которые поддались на искушения посылаемых Альгрисом злых духов, ждёт вечное падение в Бездну. В народе верят, что живущие неподалёку от храмов белые птицы — души тех людей, что не заслужили ни крыльев, ни Бездны, но Церковь это поверие не подтверждает.
Все эти догматы передаются жрицами изустно - священных книг у церкви Виены нет. Однако едва ли не с первых лет после разделения островов в храмах ведутся летописи, повествующие о всех значимых событиях религиозной жизни — чудесах, конфликтах, ересях и вынесенных церковным руководством вердиктах.
Руководство это — Высокий круг, состоящий из двенадцати жриц (по числу провинций Виены) и магистра Ордена священных рыцарей. Это высший церковный суд и совет по важнейшим религиозным вопросам. Возглавляет его Верховная жрица, имеющая право говорить от имени Богини. В Высокий круг входят только те, чьими устами заговорила Мейяллэ или кому послала знамение. Эти жрицы пользуются безграничным почтением и уважением; не зря каждую из них называют "Высокой матерью".
Однако с этими особами обычный мирянин, как правило, не встречается. Всю его жизнь, от колыбели до могилы, его сопровождают рядовые жрицы. Простой народ может с любовью называть их матушками, но официальное обращение к ним — "светлая мать" или "светлая (имя)". Их положено приветствовать жестом смирения и почтения, склонив голову, прижав ладони к сердцу и опустив глаза. Именно служительницы Богини принимают роды, именно они хоронят мёртвых. Собственно, таинства виенской Церкви и отражают основные этапы жизни человека: таинство рождения, таинство брака и таинство последнего пути.
Несколько особняком стоит таинство очищения — нечто вроде исповеди. Для его совершения достаточно прийти в храм и поговорить со жрицей. Можно поделиться своей болью, сомнениями, задать вопрос, попросить совета и утешения. В ответ жрица поддержит добрым словом и подскажет, как порадовать Богиню и быть угодным ей. Рассказанное во время очищения остаётся тайной, однако, если кающийся сообщил о готовящемся преступлении, эти сведения можно использовать, чтобы предотвратить злодеяние. В конце таинства жрица обнимает мирянина или сестру по жречеству, благословляя его или её таким образом. Считается, что служительница Мейяллэ не станет оценивать поступки пришедшего к ней человека, не станет порицать, а поможет разобраться в себе и найти душевный покой. Однако бывает по-разному. А уж в случае еретиков умение жриц заглядывать в самую душу становится настоящим орудием пытки.
Помимо свершения таинств жрица имеет право благословлять, возложив ладони на склонённую голову мирянина или своей младшей "сестры". Благословение можно подарить, обняв, поцеловав в лоб или иным образом проявив материнскую любовь. Кроме того, жрицам дарована способность видеть, лежит ли на человеке благословение или проклятие.
Церковь не только оказывает сугубо духовную и религиозную помощь, но и лечит телесные недуги. В её ведении как обычные лекарственные вещества, так и окружённые ореолом святости "слёзы Богини". "Слёзы" — обладающая целебной силой вода из особых источников в скалах. Точа камень, вода создала себе природные купели, называемые здесь "виалами". Таких виалов в стране двенадцать, и вокруг них образованы провинции Виены. Каменные купели называют также "чашами слёз Мейяллэ", и это не поэтическое сравнение, а вполне буквальное религиозное понятие. Концентрация солей в водах неодинакова: некоторые источники содержат сладкие слёзы радости, а другие — горькие слёзы, пролитый Богиней о грехах и страданиях нашего мира. Есть также слёзы скорби, которые могут быть смертельны для человека. В Виене всего один источник столь грозной воды, и в него опускают тела самых достойных людей, заслуживших такие похороны, считающиеся весьма почётными. Всех прочих закапывают в земле. Но всех их принимают для последних обрядов жрицы, прозванные "Неназываемыми". Посвятившие себя делам смерти, эти жрицы редко являются людям и пользуются боязливым почётом. Но о них говорить не принято и известно мало.
Что до слёз, то и настоящие слёзы, особенно женские, почитаются как обладающие искупительной силой.
У жриц есть, помимо всего прочего, особое право предоставлять убежище гонимым: как виенским преступникам, так и порой беженцам из Аргенды, если они поклянутся, что ничем не оскорбили Богиню. Попросившего убежища человека светская власть не имеет права тронуть.
Церковь занимается также и образованием. Детей до шести лет воспитывают в храмовых "детских садах", где за ними следят юные младшие жрицы и более опытные старшие. Там же отбирают девочек, проявляющих необходимые для жрицы качества. Если жрицы видят, что дитя "отмечено Богиней", родителям ребёнка поступает предложение оставить его в храмовой школе для последующего обучения, чем семья всегда очень гордится. Остальные дети поступают в другие учебные заведения, где постигают азы ремёсел и наук, а для жриц начинается первая ступень обучения — "путь познания".
Путь жрицыВ этот период, длящийся шесть лет (шесть — священное в Виене число), девочки в возрасте от 6-ти до 12-ти лет получают общее образование, а также участвуют в храмовых праздниках. Задача учениц на первой ступени — познать мир и самих себя. Кто-то за эти годы проявляет склонность к другому занятию и уходит учиться ему, кто-то не обнаруживает в себе призвания жрицы. Эти девочки покидают храмовую школу по окончании первой ступени. В любом случае, обучаться при церкви очень почётно, да и качество обучения выше всяких похвал.
Оставшиеся же переходят на вторую ступень — "путь терпения", также длящийся шесть лет. Девочки и девушки от 12-ти до 18-ти лет изучают медицину и педагогику, присматривают за детьми, ухаживают за больными и уже допускаются к помощи совершающим таинства жрицам. Если девушка по окончании пути терпения уходит из храма, чтобы жить мирской жизнью и завести семью, она, хоть и не будет жрицей, пользуется всеобщим уважением. Таких женщин называют "сёстрами", если они продолжают работать в больницах, школах и других находящихся под рукой Церкви заведениях.
Третья ступень — "путь милосердия". Это последний этап ученичества и одновременно первый этап жреческого посвящения. Девушка, решившая остаться при храме, облекается в белые одежды и даёт временный, на шесть лет, но от того не менее священный обет безбрачия и целомудрия. Отныне она становится для всех остальных людей "не женщиной, но матерью" и зовётся Младшей жрицей. Она получает право совершать таинства и приобщается к неведомых мирянам "тайнам вод", то есть к умению лечить "слёзами Богини". Следующие шесть лет её жизни, от 18-ти до 24-х, посвящены тому, чтобы научиться состраданию, быть любящей и милосердной, принимая всё живое, но не допускать зла и греха. По окончании пути терпения девушка может уйти в мир, но это уже случается гораздо реже, чем на первых этапах. Тем не менее, весьма уважительной причиной покинуть ряды жриц считается желание стать матерью собственного ребёнка. Для виенского мужчины странно и даже не очень естественно жениться на "матери всего живого", и такие случаи довольно редки. Девушки нечасто пользуются правом уйти — несмотря на то, что на четвёртой ступени служительница Богини даёт обет безбрачия уже на всю жизнь.
Эта четвёртая ступень называется "путём беспристрастности". Ступившую на него женщину называют Старшей жрицей. Она отрекается от всех мирских привилегий, от своего рода, и берёт новое имя. Быть старшей жрицей — большая ответственность. Именно ей приходится принимать решения в сложных и неоднозначных ситуациях: выхаживать ли слабого ребёнка, даровать ли страдающему больному милосердную смерть, спасать ли ребёнка или мать при тяжёлых родах. Также она принимает участие в допросах еретиков и видит другие неприглядные стороны жизни. Помимо этого старшие жрицы приобщаются к тайнам алхимии, и по окончании шестилетнего пути беспристрастности они зачастую становятся бесплодны из-за работы с опасными веществами. Старшая жрица, ушедшая в мир, – великая редкость, имеющая под собой крайне серьёзные основания. Покидая церковь, она начинает жизнь с новым именем, без прошлого и как бы то ни было привилегий. Если же она и дальше следует по пути служения Богине, то по окончании пути беспристрастности совершается обряд второго посвящения. В ходе его жрице обрезают волосы – и опускают их в источник со "слезами скорби", растворяющими без остатка всё, что попадёт в обманчиво чистую воду.
Случаев ухода жрицы в мир после второго посвящения не было – во всяком случае, о подобном в Виене никогда не слышали.
Пятая ступень, следующая за этим обрядом, становится для большинства жриц наивысшей. Лишь немногие, особо отмеченные Богиней, достигают шестой и входят в Высокий совет.
Священные рыцариПомимо двенадцати жриц в высший церковный орган власти входит магистр рыцарского Ордена. Под его рукой находится особая ветвь Церкви. Сюда принимают лучших выпускников военных школ и самых храбрых воинов, уже отличившихся на поле брани, — при условии, что они не женаты и не имеют семьи. Ведь рыцари дают обет безбрачия, чтобы у них не было ничего важнее защиты Церкви.
Рыцари могут быть как мужчинами, так и женщинами, хотя мужчин среди них больше. Священные рыцари – элитное воинское подразделение, подчиняющееся напрямую своему магистру и Верховной Жрице и никак не связанное с армией и её руководством, отборные бойцы, способные сражаться как в одиночку, так и в отряде. Простые рыцари находятся под началом приоров, следящих каждый за своей провинцией, а приорам отдаёт приказы магистр (условно рыцарь в переводе на армейские чины равен майору, приор полковнику, а магистр генералу). В прошедшие века они занимались охраной храмов и священных источников, а также жриц, вынужденных совершать опасные путешествия. Занимались они и следствиями по делам еретиков, совместно с жрицами. Всё это находится в их ведении и сейчас. Но со временем к двенадцати (по числу провинций) приоратам Виены прибавился тринадцатый: по делам Аргенды. Там занимаются преступниками и еретиками в рядах виенской армии и "пограничными" религиозными конфликтами. В ведении Тринадцатого приората находятся и военно-полевые суды. Ведь рыцарь может выступать как Каратель, то есть судья и палач в одном лице, если дело не требует отлагательств, а вина преступника ясна и чудовищна. Поэтому доброй славы звание рыцаря с собой на самом деле не несёт.
Более того, в последние десятилетия, после ряда диверсий еретиков, которые привели к гибели нескольких десятков жриц, рыцари взяли на себя более обширные полномочия. Многим внутри Церкви это не нравится, но сейчас рыцари ведут следствия по всем делам, связанным с преступлениями против храмов, жречества и жриц, а также исполняют смертные приговоры. Однако суд, состоящий из Высокой жрицы провинции и приора, может не только предать преступника смерти, но и отдать светской страже или отправить в тюрьму. В случаях, когда преступление направлено против самой Богини, еретик переходит в руки Неназываемых жриц, которые совершают над ним последнее страшное очищение.
В церковной среде, тем не менее, не утихают споры о том, где заканчиваются полномочия рыцарей и начинается область, доступная только жрицам: стоит ли женщине, подательнице жизни, совершать последние очищения (по сути — казни), марая руки смертью? Стоит ли передавать совершение таинства смерти рыцарю-мужчине? И куда причислить аборт или убийство беременной женщины — к преступлениям против Церкви или против Богини?
Между Орденом и жрицами существует известное напряжение. Однако, когда речь идёт о защите общих интересов, жрицы смело могут положиться на своих верных служителей. Подчёркивая, что члены Ордена защищают Церковь, как любящий брат защищает сестру, много веков подряд служительницы Богини и простые миряне называют рыцарей "братьями". Рыцари же, если речь не идёт о таинстве, называют жриц "светлыми сёстрами".
Миф о сотворении мира. Таинства. Церковные медицина и образованиеЗдесь верят, что мир был поднят из Бездны богиней Мейяллэ, покровительницей любви, красоты и творчества, подательницей жизни. В этом деянии ей помогал Альгрис. Вместе они заселили мир всеми существующими живыми тварями и сотворили людей. Однако вскоре между богами произошла ссора. Мейяллэ любила людей и щедро наделяла их талантами, красотой и другими дарами, и Альгриса это разгневало: он хотел, чтобы люди были рабами, послушными его воле, а милосердная мать делает их едва ли не подобными богам! Распря между творцами мира была страшна. Мейяллэ изо всех сил защищала юную землю от злобы Альгриса, но ему удалось отнять у неё половину всего, что они создали вместе. И мир раскололся пополам. Та его часть, что осталась под рукой Богини, стала Виеной, а та, что захватил Альгрис, сделалась Аргендой.
С тех пор виенцы почитают и любят свою Мать, называя её "Светлейшая" и изображая её прекрасной женщиной в белых одеждах и с белыми крыльями за спиной. В руках она держит в свой символ — чашу с водой или белую птицу.
Богиня справедливо судит тех, кто принадлежит ей. Праведники обретают после смерти крылья и присоединяются к свите Мейяллэ в её благоуханных садах. Грешников же, которые поддались на искушения посылаемых Альгрисом злых духов, ждёт вечное падение в Бездну. В народе верят, что живущие неподалёку от храмов белые птицы — души тех людей, что не заслужили ни крыльев, ни Бездны, но Церковь это поверие не подтверждает.
Все эти догматы передаются жрицами изустно - священных книг у церкви Виены нет. Однако едва ли не с первых лет после разделения островов в храмах ведутся летописи, повествующие о всех значимых событиях религиозной жизни — чудесах, конфликтах, ересях и вынесенных церковным руководством вердиктах.
Руководство это — Высокий круг, состоящий из двенадцати жриц (по числу провинций Виены) и магистра Ордена священных рыцарей. Это высший церковный суд и совет по важнейшим религиозным вопросам. Возглавляет его Верховная жрица, имеющая право говорить от имени Богини. В Высокий круг входят только те, чьими устами заговорила Мейяллэ или кому послала знамение. Эти жрицы пользуются безграничным почтением и уважением; не зря каждую из них называют "Высокой матерью".
Однако с этими особами обычный мирянин, как правило, не встречается. Всю его жизнь, от колыбели до могилы, его сопровождают рядовые жрицы. Простой народ может с любовью называть их матушками, но официальное обращение к ним — "светлая мать" или "светлая (имя)". Их положено приветствовать жестом смирения и почтения, склонив голову, прижав ладони к сердцу и опустив глаза. Именно служительницы Богини принимают роды, именно они хоронят мёртвых. Собственно, таинства виенской Церкви и отражают основные этапы жизни человека: таинство рождения, таинство брака и таинство последнего пути.
Несколько особняком стоит таинство очищения — нечто вроде исповеди. Для его совершения достаточно прийти в храм и поговорить со жрицей. Можно поделиться своей болью, сомнениями, задать вопрос, попросить совета и утешения. В ответ жрица поддержит добрым словом и подскажет, как порадовать Богиню и быть угодным ей. Рассказанное во время очищения остаётся тайной, однако, если кающийся сообщил о готовящемся преступлении, эти сведения можно использовать, чтобы предотвратить злодеяние. В конце таинства жрица обнимает мирянина или сестру по жречеству, благословляя его или её таким образом. Считается, что служительница Мейяллэ не станет оценивать поступки пришедшего к ней человека, не станет порицать, а поможет разобраться в себе и найти душевный покой. Однако бывает по-разному. А уж в случае еретиков умение жриц заглядывать в самую душу становится настоящим орудием пытки.
Помимо свершения таинств жрица имеет право благословлять, возложив ладони на склонённую голову мирянина или своей младшей "сестры". Благословение можно подарить, обняв, поцеловав в лоб или иным образом проявив материнскую любовь. Кроме того, жрицам дарована способность видеть, лежит ли на человеке благословение или проклятие.
Церковь не только оказывает сугубо духовную и религиозную помощь, но и лечит телесные недуги. В её ведении как обычные лекарственные вещества, так и окружённые ореолом святости "слёзы Богини". "Слёзы" — обладающая целебной силой вода из особых источников в скалах. Точа камень, вода создала себе природные купели, называемые здесь "виалами". Таких виалов в стране двенадцать, и вокруг них образованы провинции Виены. Каменные купели называют также "чашами слёз Мейяллэ", и это не поэтическое сравнение, а вполне буквальное религиозное понятие. Концентрация солей в водах неодинакова: некоторые источники содержат сладкие слёзы радости, а другие — горькие слёзы, пролитый Богиней о грехах и страданиях нашего мира. Есть также слёзы скорби, которые могут быть смертельны для человека. В Виене всего один источник столь грозной воды, и в него опускают тела самых достойных людей, заслуживших такие похороны, считающиеся весьма почётными. Всех прочих закапывают в земле. Но всех их принимают для последних обрядов жрицы, прозванные "Неназываемыми". Посвятившие себя делам смерти, эти жрицы редко являются людям и пользуются боязливым почётом. Но о них говорить не принято и известно мало.
Что до слёз, то и настоящие слёзы, особенно женские, почитаются как обладающие искупительной силой.
У жриц есть, помимо всего прочего, особое право предоставлять убежище гонимым: как виенским преступникам, так и порой беженцам из Аргенды, если они поклянутся, что ничем не оскорбили Богиню. Попросившего убежища человека светская власть не имеет права тронуть.
Церковь занимается также и образованием. Детей до шести лет воспитывают в храмовых "детских садах", где за ними следят юные младшие жрицы и более опытные старшие. Там же отбирают девочек, проявляющих необходимые для жрицы качества. Если жрицы видят, что дитя "отмечено Богиней", родителям ребёнка поступает предложение оставить его в храмовой школе для последующего обучения, чем семья всегда очень гордится. Остальные дети поступают в другие учебные заведения, где постигают азы ремёсел и наук, а для жриц начинается первая ступень обучения — "путь познания".
Путь жрицыВ этот период, длящийся шесть лет (шесть — священное в Виене число), девочки в возрасте от 6-ти до 12-ти лет получают общее образование, а также участвуют в храмовых праздниках. Задача учениц на первой ступени — познать мир и самих себя. Кто-то за эти годы проявляет склонность к другому занятию и уходит учиться ему, кто-то не обнаруживает в себе призвания жрицы. Эти девочки покидают храмовую школу по окончании первой ступени. В любом случае, обучаться при церкви очень почётно, да и качество обучения выше всяких похвал.
Оставшиеся же переходят на вторую ступень — "путь терпения", также длящийся шесть лет. Девочки и девушки от 12-ти до 18-ти лет изучают медицину и педагогику, присматривают за детьми, ухаживают за больными и уже допускаются к помощи совершающим таинства жрицам. Если девушка по окончании пути терпения уходит из храма, чтобы жить мирской жизнью и завести семью, она, хоть и не будет жрицей, пользуется всеобщим уважением. Таких женщин называют "сёстрами", если они продолжают работать в больницах, школах и других находящихся под рукой Церкви заведениях.
Третья ступень — "путь милосердия". Это последний этап ученичества и одновременно первый этап жреческого посвящения. Девушка, решившая остаться при храме, облекается в белые одежды и даёт временный, на шесть лет, но от того не менее священный обет безбрачия и целомудрия. Отныне она становится для всех остальных людей "не женщиной, но матерью" и зовётся Младшей жрицей. Она получает право совершать таинства и приобщается к неведомых мирянам "тайнам вод", то есть к умению лечить "слёзами Богини". Следующие шесть лет её жизни, от 18-ти до 24-х, посвящены тому, чтобы научиться состраданию, быть любящей и милосердной, принимая всё живое, но не допускать зла и греха. По окончании пути терпения девушка может уйти в мир, но это уже случается гораздо реже, чем на первых этапах. Тем не менее, весьма уважительной причиной покинуть ряды жриц считается желание стать матерью собственного ребёнка. Для виенского мужчины странно и даже не очень естественно жениться на "матери всего живого", и такие случаи довольно редки. Девушки нечасто пользуются правом уйти — несмотря на то, что на четвёртой ступени служительница Богини даёт обет безбрачия уже на всю жизнь.
Эта четвёртая ступень называется "путём беспристрастности". Ступившую на него женщину называют Старшей жрицей. Она отрекается от всех мирских привилегий, от своего рода, и берёт новое имя. Быть старшей жрицей — большая ответственность. Именно ей приходится принимать решения в сложных и неоднозначных ситуациях: выхаживать ли слабого ребёнка, даровать ли страдающему больному милосердную смерть, спасать ли ребёнка или мать при тяжёлых родах. Также она принимает участие в допросах еретиков и видит другие неприглядные стороны жизни. Помимо этого старшие жрицы приобщаются к тайнам алхимии, и по окончании шестилетнего пути беспристрастности они зачастую становятся бесплодны из-за работы с опасными веществами. Старшая жрица, ушедшая в мир, – великая редкость, имеющая под собой крайне серьёзные основания. Покидая церковь, она начинает жизнь с новым именем, без прошлого и как бы то ни было привилегий. Если же она и дальше следует по пути служения Богине, то по окончании пути беспристрастности совершается обряд второго посвящения. В ходе его жрице обрезают волосы – и опускают их в источник со "слезами скорби", растворяющими без остатка всё, что попадёт в обманчиво чистую воду.
Случаев ухода жрицы в мир после второго посвящения не было – во всяком случае, о подобном в Виене никогда не слышали.
Пятая ступень, следующая за этим обрядом, становится для большинства жриц наивысшей. Лишь немногие, особо отмеченные Богиней, достигают шестой и входят в Высокий совет.
Священные рыцариПомимо двенадцати жриц в высший церковный орган власти входит магистр рыцарского Ордена. Под его рукой находится особая ветвь Церкви. Сюда принимают лучших выпускников военных школ и самых храбрых воинов, уже отличившихся на поле брани, — при условии, что они не женаты и не имеют семьи. Ведь рыцари дают обет безбрачия, чтобы у них не было ничего важнее защиты Церкви.
Рыцари могут быть как мужчинами, так и женщинами, хотя мужчин среди них больше. Священные рыцари – элитное воинское подразделение, подчиняющееся напрямую своему магистру и Верховной Жрице и никак не связанное с армией и её руководством, отборные бойцы, способные сражаться как в одиночку, так и в отряде. Простые рыцари находятся под началом приоров, следящих каждый за своей провинцией, а приорам отдаёт приказы магистр (условно рыцарь в переводе на армейские чины равен майору, приор полковнику, а магистр генералу). В прошедшие века они занимались охраной храмов и священных источников, а также жриц, вынужденных совершать опасные путешествия. Занимались они и следствиями по делам еретиков, совместно с жрицами. Всё это находится в их ведении и сейчас. Но со временем к двенадцати (по числу провинций) приоратам Виены прибавился тринадцатый: по делам Аргенды. Там занимаются преступниками и еретиками в рядах виенской армии и "пограничными" религиозными конфликтами. В ведении Тринадцатого приората находятся и военно-полевые суды. Ведь рыцарь может выступать как Каратель, то есть судья и палач в одном лице, если дело не требует отлагательств, а вина преступника ясна и чудовищна. Поэтому доброй славы звание рыцаря с собой на самом деле не несёт.
Более того, в последние десятилетия, после ряда диверсий еретиков, которые привели к гибели нескольких десятков жриц, рыцари взяли на себя более обширные полномочия. Многим внутри Церкви это не нравится, но сейчас рыцари ведут следствия по всем делам, связанным с преступлениями против храмов, жречества и жриц, а также исполняют смертные приговоры. Однако суд, состоящий из Высокой жрицы провинции и приора, может не только предать преступника смерти, но и отдать светской страже или отправить в тюрьму. В случаях, когда преступление направлено против самой Богини, еретик переходит в руки Неназываемых жриц, которые совершают над ним последнее страшное очищение.
В церковной среде, тем не менее, не утихают споры о том, где заканчиваются полномочия рыцарей и начинается область, доступная только жрицам: стоит ли женщине, подательнице жизни, совершать последние очищения (по сути — казни), марая руки смертью? Стоит ли передавать совершение таинства смерти рыцарю-мужчине? И куда причислить аборт или убийство беременной женщины — к преступлениям против Церкви или против Богини?
Между Орденом и жрицами существует известное напряжение. Однако, когда речь идёт о защите общих интересов, жрицы смело могут положиться на своих верных служителей. Подчёркивая, что члены Ордена защищают Церковь, как любящий брат защищает сестру, много веков подряд служительницы Богини и простые миряне называют рыцарей "братьями". Рыцари же, если речь не идёт о таинстве, называют жриц "светлыми сёстрами".