"пламя танцует в руках рассвета, пламя не знает границ и слов" (с) Эол
Система титулов и общество
Титулы, собственность на землю, социальный стройПринятая в Аргенде система титулов имеет следующий вид:
Герцог – высший дворянский титул, который носят самые главы самых влиятельных семейств и принцы крови. Известные герцогские фамилии: аль Лоэ-Грэ (ближайшее родственники короля), аль Вельре (следующие в очереди на трон), аль Лерран (древний род потомственных военных; нынешний маршал – герцог аль Лерран), аль Менье (герцог аль Менье – нынешний Верховный Жрец), аль Лиассар (не столь древний, но весьма влиятельный род), аль Дельве (потомственные военные и дипломаты), аль Дорсе (многие из этой семьи - дипломаты или служат при штабе), аль Сюлли (владельцы богатых угодий, преуспевшие в торговле, но не преуспевшие в военном деле). Вассалы-примус короля.
Маркиз – титул, который, в том числе, носит старший сын герцога до вступления в права главы семьи. В случае, если это титул главы семьи, чаще всего – вассал-секундус короля.
Граф – титул, который, в том числе, носит второй сын герцога или старший сын маркиза. Есть определённая прослойка вассалов-примус, носящих этот титул.
Виконт – титул, который, в том числе, носит третий сын герцога, второй сын маркиза или старший сын графа. Крайне редко является титулом главы семьи.
Барон – титул, который по аналогии могут носить отпрыски благородных семейств по старшинству. Тем не менее, значительная часть титулованного поместного дворянства относится именно к баронам. Иногда даруется главе нового дворянского семейства (например, за воинские заслуги).
Баронет – титул, который носит старший сын барона или по аналогии отпрыски более влиятельных благородных семейств. Как самостоятельный титул, иногда даруется главе нового дворянского семейства (например, за воинские заслуги).
Шевалье – нетитулованное дворянство. Младшие дети баронов, дети баронетов, потомки «служилых дворян», не владеющих землёй или владеющих, но маленькими участками. Также ненаследственный титул, который получают простолюдины, дослужившиеся до офицерского звания. Кроме того, собирательный термин, обозначающий благородного человека вообще, и допустимое обращение к незнакомому дворянину.
Что касается женщин, то их титулы являются полностью и исключительно почётными; как правило, титул главы семьи делит на правах «хозяйки дома» либо его супруга, либо, при отсутствии таковой, старшая сестра или старшая дочь. Официальным титулование женщин не является – скорее, это просто обычай и дань вежливости по отношению к главе семьи.
Как можно заметить, данная система предполагает наличие отдельных лиц, имеющих разные титулы, но одинаковую фамилию. Фамилия в данном случае - не название владений семьи, а родовое имя; приставка “аль” же сохранилась с древних времён, когда прошедшие воинское посвящение получали новое имя, начинающееся именно с этого слога. Титул отца и земли рода наследует старший сын, становясь главой семьи, однако, в отличие от стандартной системы майората, он обязан выделять всем младшим братьям содержание из доходов семьи и/или наделы из общего семейного земельного фонда для управления и проживания. При этом земли семьи остаются неделимы. Все перераспределения доходов и земель внутри семьи утверждаются короной, равно как и все спорные вопросы (в частности, в случаях, когда не удаётся должным образом распределить доходы и земли из-за многочисленности потомства) решает король при содействии Совета.
На данный момент в Аргенде действует принцип «Вассал моего вассала – мой вассал», то есть, например, вассалы герцога не имеют права отказаться от выполнения приказа короля, мотивируя это тем, что не являются вассалами-примус.
Король Аргенды – не «первый среди равных», но «милостью Альгриса владыка всех аргендских земель». При смене королевской династии, как правило, учитывается или степень родства с предшествующей династией, или «особая благодать Альгриса», буде таковую удастся продемонстрировать и доказать.
Если не углубляться в терминологические тонкости, Аргенду можно с уверенностью назвать феодальным государством и абсолютной монархией; в силу весьма долгой и кровавой истории более чем путаных преобразований разобраться в реальном положении дел весьма затруднительно, однако в идеале существующая на данный момент система выглядит следующим образом:
- Во главе стоит королевская семья, считающаяся милостью и волей Альгриса владетельницей всех аргендских земель. За службу и поддержку она жалует верным прямым вассалам (они же вассалы-примус; высшая аристократия и крупные землевладельцы) наделы, передающиеся по наследству, однако в некоторых ситуациях и при соблюдении определённых условий (подразумевающих, в основном, серьёзные нарушения обязательств со стороны крупного землевладельца) король может ими распоряжаться, перераспределять и отторгать во владения короны. Фактически же короне без поддержки других «примусов» и Церкви весьма затруднительно осуществить такие свои права, но если какое-то влиятельное семейство настроит против себя нескольких равных по положению фамилий и, не приведи небо, обозлит Церковь, дела его могут обернуться крайне неприятной стороной, даже если перед королём его вассальная совесть чиста.
- Прямые вассалы могут иметь своих вассалов (они же вассалы-секундус), так же владеющих и управляющих землями до тех пор, пока их вассальный долг не нарушен. Раньше в Аргенде действовало правило «вассал моего вассала – не мой вассал» (т.е. корона не могла напрямую контролировать тех, кто служил «грандам»), однако после событий примерно четырёхсотлетней давности, когда конфликт нескольких крупных семейств чуть не привёл к распаду страны и полномасштабной гражданской войне, это правило отменили. Теперь вассалы-секундус находятся под контролем «грандов» только в том, что касается сбора налогов и ряда менее важных хозяйственных вопросов, а любое пожалование или отчуждение земель, равно как и вопросы, касающиеся воинской повинности, решаются централизованно и требуют одобрения и дозволения короны, хотя голос вассала примус при решении дел его вассалов имеет некоторый вес.
- Пожалование титулов и земель тем, кто не является дворянином по крови, за заслуги перед страной производится королём или из собственных земель короны, или из земель «примусов», если они согласны обрести новых вассалов. На деле же чаще всего получению надела предшествуют устрашающие бюрократические утехи, если данному конкретному новоиспечённому дворянину не покровительствует какой-либо «примус» или если его дело не привлекает внимания персонально короля.
Здесь следует отметить, что владеть землёй в Аргенде может только дворянин (т.е., изъясняясь архаичным слогом, благородный воин, пролитой кровью утвердивший своё право на землю и её плоды). Представители иных сословий могут выступать только в качестве арендаторов.
Также следует отметить, что Церковь как организация также может владеть землёй, а её служители, даже если не являются дворянами, могут приравниваться к ним в правах (или – реже – получать пожалованный титул). Кроме того, Церковь в значительной мере освобождена от налогов. Церкви отходят земли, конфискованные инквизицией (наряду с прочим имуществом, полученным таким образом), а так же наделы тех дворян, которые вступают в её ряды. Их потомки, если таковые имеются, могут выступать на таких землях только в качестве управляющих. Это одна из причин, по которой старший сын редко переходит под знамёна Альгриса – как правило, дворянство стремится сохранить свои владения под контролем. По этой же причине Церковь часто стремится взять под свою опеку осиротевших наследников благородных родов.
Простой люд (крестьяне, ремесленники, торговцы) вполне ожидаемо имеет меньше прав и привилегий, чем дворянство и духовенство – в частности, в том, что касается налогов и, например, наказаний в случае совершения каких-либо правонарушений; кроме того, преступления, совершённые дворянами или представителями Церкви в отношении простого люда, часто могут остаться безнаказанными на вполне «законных» основаниях. Тем не менее, воинская служба значительно повышает статус человека вне зависимости от его происхождения и в отдельных случаях может служить социальной лестницей для получения дворянского титула, порой даже наследуемого (при особых заслугах). Более того, в случае уже упомянутого преступления, совершённого лицом благородного сословия, именно у простолюдина, доказавшего свою доблесть на полях сражений, есть шанс добиться справедливости.
Если говорить о крестьянах как о наиболее многочисленном слое простолюдинов, то как такового «крепостного права» в Аргенде нет, однако их мобильность ограничена владениями прямого вассала короля и определёнными временными и бюрократическими ограничениями. Так, чтобы перебраться на новое место, крестьянину необходимо получить разрешение непосредственного сеньора и предоставить подтверждение того, что ему есть куда перебираться (согласие принять на свои земли, свидетельство о найме на мануфактуру, в команду корабля, на шахту и пр. – иногда требуют формального документа, иногда довольствуются устным свидетельством, например, если то, что какая-то мануфактура ищет работников, общеизвестно), после чего в определённый временной промежуток (после сбора урожая) он может осуществить переезд. При этом если крестьянин перебирается с земель вассала-секундус на земли прямого вассала короля или если он изначально на них находился, покинуть их в дальнейшем становится для него фактически невозможным.
Семья
Семья и бракСемья (и семейная честь) – одна из величайших ценностей в жизни аргендца. Для аргендского сознания в принципе характерна концепция «дружбы против кого-то», и семья – это тот самый последний рубеж и та неприступная крепость, которые следует оборонять до последней капли крови. Предательство родственников – однозначное зло и мотив не одного и не двух популярных сюжетов, которые неизменно затрагивают самые потаённые струнки в душе аргендца.
Если говорить о простом люде, то, как правило, под одним кровом или одним хозяйством живёт несколько поколений. Главой семьи считается старший женатый (или вдовый) родственник мужского пола, и его власть над родными (и особенно над его отпрысками) крайне велика. Перечить воле отца семейства в ряде случаев равносильно едва ли не самоубийству, поскольку за определённые проступки он не только имеет право, но даже и обязан карать своих домочадцев по всей строгости – в первую очередь, за распутное поведение, если таковое не приняло форм, наказуемых уголовно, и за нанесение серьёзного ущерба семейному благосостоянию. С учётом того, что женщин, уличённых в распущенности, должно лишать тех немногих гражданских прав, которыми они обладают, и продавать в бордель, некоторые главы семейств во имя спасения пресловутой семейной чести предпочитают, например, «случайно» забить до смерти провинившуюся родственницу. Впрочем, если не заострять внимания на столь уродливых практиках, можно сказать, что идеальный аргендский «патерфамилиас» – это человек, который, скорее, погибнет сам, чем допустит, чтобы членам его семейства нанесли бы вред или пришлось бы испытывать лишения, грозящие смертью. В этом смысле глава аргендской семьи – командир своей небольшой армии, за которую он несёт полную ответственность.
Среди знати ситуация несколько отличается – возможно, не в лучшую сторону, поскольку соображения чести и статуса имеют тем большее значение, чем ближе к верхушке общества, при этом мораль отличается куда большей гибкостью, и грани понятия той же распущенности, как минимум, для мужчин, гораздо сильнее размыты. Так или иначе пожертвовать кем-то из детей или иных родичей во имя достижения политических целей – вполне нормальная практика, хотя по меркам традиционных аргендских ценностей это абсолютно аморально.
Возрастом вступления в брак для мужчин считается семнадцатилетие (достижение совершеннолетия), по крайней мере, для отпрысков благородных семейств, которые с 14 до 17 лет должны проходить обучение в кадетских корпусах. Девочек отдают замуж с 15-16 лет; непристроенная девица 18 лет уже может считаться причиной изрядной головной боли для родителей. Давление на юношей чуть меньше, но тоже имеет место, поскольку в ситуации постоянных вооружённых конфликтов продолжение рода приобретает особую значимость. Среди простого люда браки могут заключаться и в более раннем возрасте.
Подавляющее большинство браков заключается по сговору родителей (подразумеваются, разумеется, отцы). Браки по любви – большая редкость ещё и потому, что общение молодых людей разного пола крайне ограничено.
В норме аргендская семья моногамна, однако среди знати существует традиция «официальных фавориток», фактически наложниц. В нынешнее время она уже в значительной мере отошла в прошлое, и мужчина, содержащий дома эдакий цветник (или гадючник), будет вызывать, скорее, насмешки, но в случаях, когда важный династический союз не принёс потомства, а развод и повторный брак не представляется возможным по политическим соображениям, взять любовницу и официально признать её детей – нормальная практика. Кроме того, существует практика усыновления – особенно в случаях, когда единственным ребёнком в семье оказывается дочь, и продолжать род некому. Тогда супруг такой дочери может быть признан «сыном» и получает в наследство не только владения, но и фамилию и титул отца своей супруги.
Брачная церемония требует обязательного присутствия не только жениха и невесты, но и отца (или опекуна) невесты. В случаях, когда девица не имеет родственников-мужчин, в роли её отца во время совершения церемонии может выступать священнослужитель, предпочтительно, правда, не тот же самый, что проводит венчание, - если никакое иное должностное лицо (например, сюзерен семьи, к которой принадлежит невеста) не согласилось участвовать в церемонии.
Большое значение предаётся тому, чтобы невеста была девственницей. Если это условие не соблюдено (и невеста – не вдова), брак может быть сочтён недействительным, а девицу ждёт обычная для аргендских распутниц участь лишения статуса и ссылки в развлекательное заведение на правах фактически невольницы. В высшем свете бывают случаи, когда будущего супруга для «подпорченной» дочери подкупают, чтобы избежать скандала.
Требования к нравственности мужчин заметно мягче – достаточно сказать, что поскольку в брачной клятве жениха нет ни слова о верности будущей супруге, "походы налево" даже формально не считаются нарушением. Безнравственно, скорее, оставить жену без поддержки и защиты по какой бы то ни было причине. Более того, здесь же надо отметить, что поскольку в аргендской культуре (включая священные тексты) воспето возвышенное мужское братство чистых духом воинов, делящих радости и невзгоды и не подверженных тлетворному влиянию женского коварства, общество с известной снисходительностью относится к однополым отношениям среди мужчин. Для женщины же связь с кем бы то ни было помимо законного супруга, вне зависимости от пола объекта страсти, считается ужасным преступлением и влечёт за собой уже упомянутое наказание.
Расторжение брака возможно по инициативе супруга (в связи с недостойным поведением или бесплодием супруги, а так же без объяснения причин) или отца (или иного родственника) супруги, если он считает, что с его дочерью (родственницей) обходятся плохо без веской на то причины, и может это доказать. Последнее, впрочем, происходит куда реже (подобные доказательства, что очевидно, раздобыть и предоставить чаще всего весьма затруднительно).
Титулы, собственность на землю, социальный стройПринятая в Аргенде система титулов имеет следующий вид:
Герцог – высший дворянский титул, который носят самые главы самых влиятельных семейств и принцы крови. Известные герцогские фамилии: аль Лоэ-Грэ (ближайшее родственники короля), аль Вельре (следующие в очереди на трон), аль Лерран (древний род потомственных военных; нынешний маршал – герцог аль Лерран), аль Менье (герцог аль Менье – нынешний Верховный Жрец), аль Лиассар (не столь древний, но весьма влиятельный род), аль Дельве (потомственные военные и дипломаты), аль Дорсе (многие из этой семьи - дипломаты или служат при штабе), аль Сюлли (владельцы богатых угодий, преуспевшие в торговле, но не преуспевшие в военном деле). Вассалы-примус короля.
Маркиз – титул, который, в том числе, носит старший сын герцога до вступления в права главы семьи. В случае, если это титул главы семьи, чаще всего – вассал-секундус короля.
Граф – титул, который, в том числе, носит второй сын герцога или старший сын маркиза. Есть определённая прослойка вассалов-примус, носящих этот титул.
Виконт – титул, который, в том числе, носит третий сын герцога, второй сын маркиза или старший сын графа. Крайне редко является титулом главы семьи.
Барон – титул, который по аналогии могут носить отпрыски благородных семейств по старшинству. Тем не менее, значительная часть титулованного поместного дворянства относится именно к баронам. Иногда даруется главе нового дворянского семейства (например, за воинские заслуги).
Баронет – титул, который носит старший сын барона или по аналогии отпрыски более влиятельных благородных семейств. Как самостоятельный титул, иногда даруется главе нового дворянского семейства (например, за воинские заслуги).
Шевалье – нетитулованное дворянство. Младшие дети баронов, дети баронетов, потомки «служилых дворян», не владеющих землёй или владеющих, но маленькими участками. Также ненаследственный титул, который получают простолюдины, дослужившиеся до офицерского звания. Кроме того, собирательный термин, обозначающий благородного человека вообще, и допустимое обращение к незнакомому дворянину.
Что касается женщин, то их титулы являются полностью и исключительно почётными; как правило, титул главы семьи делит на правах «хозяйки дома» либо его супруга, либо, при отсутствии таковой, старшая сестра или старшая дочь. Официальным титулование женщин не является – скорее, это просто обычай и дань вежливости по отношению к главе семьи.
Как можно заметить, данная система предполагает наличие отдельных лиц, имеющих разные титулы, но одинаковую фамилию. Фамилия в данном случае - не название владений семьи, а родовое имя; приставка “аль” же сохранилась с древних времён, когда прошедшие воинское посвящение получали новое имя, начинающееся именно с этого слога. Титул отца и земли рода наследует старший сын, становясь главой семьи, однако, в отличие от стандартной системы майората, он обязан выделять всем младшим братьям содержание из доходов семьи и/или наделы из общего семейного земельного фонда для управления и проживания. При этом земли семьи остаются неделимы. Все перераспределения доходов и земель внутри семьи утверждаются короной, равно как и все спорные вопросы (в частности, в случаях, когда не удаётся должным образом распределить доходы и земли из-за многочисленности потомства) решает король при содействии Совета.
На данный момент в Аргенде действует принцип «Вассал моего вассала – мой вассал», то есть, например, вассалы герцога не имеют права отказаться от выполнения приказа короля, мотивируя это тем, что не являются вассалами-примус.
Король Аргенды – не «первый среди равных», но «милостью Альгриса владыка всех аргендских земель». При смене королевской династии, как правило, учитывается или степень родства с предшествующей династией, или «особая благодать Альгриса», буде таковую удастся продемонстрировать и доказать.
Если не углубляться в терминологические тонкости, Аргенду можно с уверенностью назвать феодальным государством и абсолютной монархией; в силу весьма долгой и кровавой истории более чем путаных преобразований разобраться в реальном положении дел весьма затруднительно, однако в идеале существующая на данный момент система выглядит следующим образом:
- Во главе стоит королевская семья, считающаяся милостью и волей Альгриса владетельницей всех аргендских земель. За службу и поддержку она жалует верным прямым вассалам (они же вассалы-примус; высшая аристократия и крупные землевладельцы) наделы, передающиеся по наследству, однако в некоторых ситуациях и при соблюдении определённых условий (подразумевающих, в основном, серьёзные нарушения обязательств со стороны крупного землевладельца) король может ими распоряжаться, перераспределять и отторгать во владения короны. Фактически же короне без поддержки других «примусов» и Церкви весьма затруднительно осуществить такие свои права, но если какое-то влиятельное семейство настроит против себя нескольких равных по положению фамилий и, не приведи небо, обозлит Церковь, дела его могут обернуться крайне неприятной стороной, даже если перед королём его вассальная совесть чиста.
- Прямые вассалы могут иметь своих вассалов (они же вассалы-секундус), так же владеющих и управляющих землями до тех пор, пока их вассальный долг не нарушен. Раньше в Аргенде действовало правило «вассал моего вассала – не мой вассал» (т.е. корона не могла напрямую контролировать тех, кто служил «грандам»), однако после событий примерно четырёхсотлетней давности, когда конфликт нескольких крупных семейств чуть не привёл к распаду страны и полномасштабной гражданской войне, это правило отменили. Теперь вассалы-секундус находятся под контролем «грандов» только в том, что касается сбора налогов и ряда менее важных хозяйственных вопросов, а любое пожалование или отчуждение земель, равно как и вопросы, касающиеся воинской повинности, решаются централизованно и требуют одобрения и дозволения короны, хотя голос вассала примус при решении дел его вассалов имеет некоторый вес.
- Пожалование титулов и земель тем, кто не является дворянином по крови, за заслуги перед страной производится королём или из собственных земель короны, или из земель «примусов», если они согласны обрести новых вассалов. На деле же чаще всего получению надела предшествуют устрашающие бюрократические утехи, если данному конкретному новоиспечённому дворянину не покровительствует какой-либо «примус» или если его дело не привлекает внимания персонально короля.
Здесь следует отметить, что владеть землёй в Аргенде может только дворянин (т.е., изъясняясь архаичным слогом, благородный воин, пролитой кровью утвердивший своё право на землю и её плоды). Представители иных сословий могут выступать только в качестве арендаторов.
Также следует отметить, что Церковь как организация также может владеть землёй, а её служители, даже если не являются дворянами, могут приравниваться к ним в правах (или – реже – получать пожалованный титул). Кроме того, Церковь в значительной мере освобождена от налогов. Церкви отходят земли, конфискованные инквизицией (наряду с прочим имуществом, полученным таким образом), а так же наделы тех дворян, которые вступают в её ряды. Их потомки, если таковые имеются, могут выступать на таких землях только в качестве управляющих. Это одна из причин, по которой старший сын редко переходит под знамёна Альгриса – как правило, дворянство стремится сохранить свои владения под контролем. По этой же причине Церковь часто стремится взять под свою опеку осиротевших наследников благородных родов.
Простой люд (крестьяне, ремесленники, торговцы) вполне ожидаемо имеет меньше прав и привилегий, чем дворянство и духовенство – в частности, в том, что касается налогов и, например, наказаний в случае совершения каких-либо правонарушений; кроме того, преступления, совершённые дворянами или представителями Церкви в отношении простого люда, часто могут остаться безнаказанными на вполне «законных» основаниях. Тем не менее, воинская служба значительно повышает статус человека вне зависимости от его происхождения и в отдельных случаях может служить социальной лестницей для получения дворянского титула, порой даже наследуемого (при особых заслугах). Более того, в случае уже упомянутого преступления, совершённого лицом благородного сословия, именно у простолюдина, доказавшего свою доблесть на полях сражений, есть шанс добиться справедливости.
Если говорить о крестьянах как о наиболее многочисленном слое простолюдинов, то как такового «крепостного права» в Аргенде нет, однако их мобильность ограничена владениями прямого вассала короля и определёнными временными и бюрократическими ограничениями. Так, чтобы перебраться на новое место, крестьянину необходимо получить разрешение непосредственного сеньора и предоставить подтверждение того, что ему есть куда перебираться (согласие принять на свои земли, свидетельство о найме на мануфактуру, в команду корабля, на шахту и пр. – иногда требуют формального документа, иногда довольствуются устным свидетельством, например, если то, что какая-то мануфактура ищет работников, общеизвестно), после чего в определённый временной промежуток (после сбора урожая) он может осуществить переезд. При этом если крестьянин перебирается с земель вассала-секундус на земли прямого вассала короля или если он изначально на них находился, покинуть их в дальнейшем становится для него фактически невозможным.
Семья
Семья и бракСемья (и семейная честь) – одна из величайших ценностей в жизни аргендца. Для аргендского сознания в принципе характерна концепция «дружбы против кого-то», и семья – это тот самый последний рубеж и та неприступная крепость, которые следует оборонять до последней капли крови. Предательство родственников – однозначное зло и мотив не одного и не двух популярных сюжетов, которые неизменно затрагивают самые потаённые струнки в душе аргендца.
Если говорить о простом люде, то, как правило, под одним кровом или одним хозяйством живёт несколько поколений. Главой семьи считается старший женатый (или вдовый) родственник мужского пола, и его власть над родными (и особенно над его отпрысками) крайне велика. Перечить воле отца семейства в ряде случаев равносильно едва ли не самоубийству, поскольку за определённые проступки он не только имеет право, но даже и обязан карать своих домочадцев по всей строгости – в первую очередь, за распутное поведение, если таковое не приняло форм, наказуемых уголовно, и за нанесение серьёзного ущерба семейному благосостоянию. С учётом того, что женщин, уличённых в распущенности, должно лишать тех немногих гражданских прав, которыми они обладают, и продавать в бордель, некоторые главы семейств во имя спасения пресловутой семейной чести предпочитают, например, «случайно» забить до смерти провинившуюся родственницу. Впрочем, если не заострять внимания на столь уродливых практиках, можно сказать, что идеальный аргендский «патерфамилиас» – это человек, который, скорее, погибнет сам, чем допустит, чтобы членам его семейства нанесли бы вред или пришлось бы испытывать лишения, грозящие смертью. В этом смысле глава аргендской семьи – командир своей небольшой армии, за которую он несёт полную ответственность.
Среди знати ситуация несколько отличается – возможно, не в лучшую сторону, поскольку соображения чести и статуса имеют тем большее значение, чем ближе к верхушке общества, при этом мораль отличается куда большей гибкостью, и грани понятия той же распущенности, как минимум, для мужчин, гораздо сильнее размыты. Так или иначе пожертвовать кем-то из детей или иных родичей во имя достижения политических целей – вполне нормальная практика, хотя по меркам традиционных аргендских ценностей это абсолютно аморально.
Возрастом вступления в брак для мужчин считается семнадцатилетие (достижение совершеннолетия), по крайней мере, для отпрысков благородных семейств, которые с 14 до 17 лет должны проходить обучение в кадетских корпусах. Девочек отдают замуж с 15-16 лет; непристроенная девица 18 лет уже может считаться причиной изрядной головной боли для родителей. Давление на юношей чуть меньше, но тоже имеет место, поскольку в ситуации постоянных вооружённых конфликтов продолжение рода приобретает особую значимость. Среди простого люда браки могут заключаться и в более раннем возрасте.
Подавляющее большинство браков заключается по сговору родителей (подразумеваются, разумеется, отцы). Браки по любви – большая редкость ещё и потому, что общение молодых людей разного пола крайне ограничено.
В норме аргендская семья моногамна, однако среди знати существует традиция «официальных фавориток», фактически наложниц. В нынешнее время она уже в значительной мере отошла в прошлое, и мужчина, содержащий дома эдакий цветник (или гадючник), будет вызывать, скорее, насмешки, но в случаях, когда важный династический союз не принёс потомства, а развод и повторный брак не представляется возможным по политическим соображениям, взять любовницу и официально признать её детей – нормальная практика. Кроме того, существует практика усыновления – особенно в случаях, когда единственным ребёнком в семье оказывается дочь, и продолжать род некому. Тогда супруг такой дочери может быть признан «сыном» и получает в наследство не только владения, но и фамилию и титул отца своей супруги.
Брачная церемония требует обязательного присутствия не только жениха и невесты, но и отца (или опекуна) невесты. В случаях, когда девица не имеет родственников-мужчин, в роли её отца во время совершения церемонии может выступать священнослужитель, предпочтительно, правда, не тот же самый, что проводит венчание, - если никакое иное должностное лицо (например, сюзерен семьи, к которой принадлежит невеста) не согласилось участвовать в церемонии.
Большое значение предаётся тому, чтобы невеста была девственницей. Если это условие не соблюдено (и невеста – не вдова), брак может быть сочтён недействительным, а девицу ждёт обычная для аргендских распутниц участь лишения статуса и ссылки в развлекательное заведение на правах фактически невольницы. В высшем свете бывают случаи, когда будущего супруга для «подпорченной» дочери подкупают, чтобы избежать скандала.
Требования к нравственности мужчин заметно мягче – достаточно сказать, что поскольку в брачной клятве жениха нет ни слова о верности будущей супруге, "походы налево" даже формально не считаются нарушением. Безнравственно, скорее, оставить жену без поддержки и защиты по какой бы то ни было причине. Более того, здесь же надо отметить, что поскольку в аргендской культуре (включая священные тексты) воспето возвышенное мужское братство чистых духом воинов, делящих радости и невзгоды и не подверженных тлетворному влиянию женского коварства, общество с известной снисходительностью относится к однополым отношениям среди мужчин. Для женщины же связь с кем бы то ни было помимо законного супруга, вне зависимости от пола объекта страсти, считается ужасным преступлением и влечёт за собой уже упомянутое наказание.
Расторжение брака возможно по инициативе супруга (в связи с недостойным поведением или бесплодием супруги, а так же без объяснения причин) или отца (или иного родственника) супруги, если он считает, что с его дочерью (родственницей) обходятся плохо без веской на то причины, и может это доказать. Последнее, впрочем, происходит куда реже (подобные доказательства, что очевидно, раздобыть и предоставить чаще всего весьма затруднительно).