На честном слове и на одном крыле | Коли ты князь, собирай полки, выйди на свет, подыми хоругви.
История и обычаиИз всех народов, населяющих Альмейю, аннуны – самый загадочный. Кроме них самих, их происхождение никому доподлинно не известно, да и у самих аннунов есть некоторые разночтения на сей счёт. Некоторые из них утверждают, будто бы все они произошли от единого предка; другие склонны считать, что, напротив, значительная часть тех, кого зовут аннунами сейчас, когда-то принадлежала к иным народам – в частности, и к виенцам и аргендцам, однако в определённый момент решила покинуть родные края в поисках лучшей доли и прибилась к потомкам нескольких кочующих семейств, объединённых общими верованиями и родством. Вторая версия ближе к истине: на самом деле некогда, до мифического «разделения островов» действительно существовал народ аннунов, уже в те незапамятные времена утративший родину и скитавшийся по всему свету. Когда острова раскололись, к выжившим «истинным» аннунам постепенно присоединились недовольные властью богов древние аргендцы и виенцы, а так же представители прочих, уже давно растворившихся и исчезнувших народов, населявших дораздельный мир. Убегая от последователей Альгриса и Мейяллэ, они, ведомые и охраняемые духами, смогли преодолеть воздушную пропасть и собраться на одном большом острове, расположенным к югу от Аргенды и Виены, откуда впоследствии расселились по соседним островам.
Аннунов как народ объединяет то, что они верят в духов как в проявление воли мира и всячески поддерживают с ними контакт, а Альгрису и Мейяллэ не поклоняются ни при каких обстоятельствах. Обитая на южных островах, они не подчиняются ни Виене, ни Аргенде, а правит аннунами Совет Кланов, в который входят главы кланов, а так же старейшие и мудрейшие их члены. Более того, несмотря на более чем пёстрое происхождение, все аннуны считают друг друга родственниками по духу и по крови и, появись хоть какая-нибудь угроза извне, встают друг за друга горой.
Можно сказать, что такая великая сплочённость аннунов стала результатом «комплекса жертвы», который для них как для этнической общности весьма характерен. Среди аннунов бытует легенда, которую в каждом клане рассказывают по-своему, сводящаяся к тому, что некогда их народ был велик, но случилось некое происшествие, после которого на них обратила взоры сама Смерть, и с тех пор они вынуждены были кочевать, нигде не оставаясь надолго, из опасений, что Смерть их нагонит. Но то ли после раскола островов у Смерти нашлись дела поважнее, то ли это была всего лишь аллегория – так или иначе, аннуны уже тысячу с лишним лет ведут оседлый образ жизни и до сих пор процветают и здравствуют.
Так или иначе, отношение к смерти у аннунов весьма трепетное и напряжённое. Насильственную смерть, особенно от рук иного разумного существа, аннуны почитают большим несчастьем и большой опасностью для души умершего; неправильный похоронный обряд же может и вовсе стать катастрофой, поскольку лишает душу возможности вернуться в мир, из которого она вышла. Таковы же, по их мнению, последствия поклонения богам, но поскольку спасать души тех, кто не принадлежит к их числу, аннуны нужным не считают, то ограничиваются только тем, что сами не служат ни Альгрису, ни Мейяллэ. По этим же причинам за пролитую аннунскую кровь аннуны всегда мстят без жалости, а в своём кругу почти никогда не приговаривают преступников к смертной казни (и часто вынуждают приговорённого покончить с собой, если его всё-таки решено было казнить).
Аннунский вклад в дело прогрессаАннуны не зря имеют славу изобретателей – не без помощи духов, как считают они сами, они обнаружили летучие Камни, научились их обрабатывать, вправлять ими и прилаживать их на лодки. Не имея надобности постоянно сражаться с родичами и, более того, имея традицию помогать своим, они вели куда более спокойную жизнь, чем аргендцы и виенцы, и преуспели в составлении лекарственных зелий и разный полезных или просто занятных смесей. Боги не имели над ними власти и не принуждали их ни к чему, зато духи с радостью подсказывали тем, кто желал их слушать, свойства трав и минералов и иногда делились с алхимиками силой, чтобы придать зельям какие-нибудь совсем уж необычные свойства. Аннунские лекарства иной раз могут поставить на ноги умирающих и излечить смертельные болезни, а их яды по праву имеют славу самых коварных и опасных. Зелья, что позволяют не понести ребёнка или избавиться от необходимости ежедневно бриться, изысканные благовония, необычные курительные смеси, обладающие занятными свойствами, – вот лишь небольшой список того, что может предложить клиенту аннунский алхимик. Порох и иные горючие смеси, хитрые приспособления для розжига костра или раскуривания трубок, чернила, не подверженные воздействию влаги, а так же бодрящий тело и разум горький чёрный напиток – всем этим аргендцы и виенцы обязаны именно им. Если же говорить об инженерных талантах аннунов, то и самые быстроходные и маневренные корабли до сих пор строят они, и самые точные часы или самые лучшие пистоли производят тоже на южных островах. Но поскольку всё это – товар штучный и, зачастую, произведённый в единичном экземпляре, цены, когда доходит то продажи, аннуны устанавливают на свои «механические игрушки» заоблачные. Кстати, многое из изобретённого они предпочитают не продавать вовсе, поскольку считают, что лучше пусть какая-нибудь вещица остаётся забавной безделицей, приносящей создателю и его близким радость, чем воинственные аргендцы или практичные виенцы найдут ей какое-нибудь неприятное применение.
Помимо особого таланта к строительству кораблей, аннуны чаще прочих умеют особо искусно обращаться с Камнями. Некоторые кланы добились в этом таких успехов, что их мастера умеют с расстояния перехватить управление Камнем другого корабля. Как правило, подобное требует объединённых усилий нескольких человек, но, несмотря на всю сложность, такое вполне возможно.
КланыКак уже упоминалось, аннуны живут кланами. Обычно клан возводит своё происхождение к некоему предку, иногда более или менее реальному, иногда, скорее, легендарному; среди историй кланов попадаются и те, где предком считают какого-нибудь духа, но достоверность таких заявлений остаётся под вопросом. Наибольшим уважением пользуются самые старшие члены клана, а так же шаман и глава, который иногда может быть и довольно молодым человеком, выбранным за энергичность и успешность в ведении дел. В кланах помельче стараются выбирать супругов из других, желательно, дружественных родов; в кланах покрупнее, бывает, женятся или выходят замуж за своих. В отдельных родах практикуется полигамия, но далеко не повсеместно; где-то обычаи более патриархальны, где-то, скорее, прислушиваются к мнению женщин. В целом же среди аннунов принято считать, что все друг другу равны, но каждый хорош на своём месте.
Стычки и конфликты между кланами случаются, но до смертоубийства, как правило, не доходит; история, однако, хранит примеры того, как ещё в давние времена некие кланы, словно охваченные безумием, сцеплялись и иной раз вырезали друг друга подчистую. Сейчас мудрые люди обычно говорят, что случалось это не по воле людей, но из-за каких-то «недугов», поражавших духов этих кланов, – возможно, и не без влияния зловредных богов, которым поклоняются чужаки.
КостюмКак правило, аннуна можно узнать по костюму. Даже наряжаясь в платье других народов (например, по торговым делам), аннуны обычно не считают нужным прятать знаки принадлежности к определённому клану (символы духа клана) – поскольку каждый клан вплетён в сложную паутину родственных связей, и при встрече с соотечественником каждый аннун стремится продемонстрировать, кто он, откуда и в каких отношениях с кем состоят. Однако поскольку и к обычаям виенцев, и к аргендцев аннуны относятся с некоторой долей пренебрежения, носить они будут то, что привыкли, если только обратного абсолютно не требуют дела и обстоятельства. Они предпочитают яркие цвета и смешивают их в костюме самым причудливым образом; кроме того, аннуны питают слабость к рукодельным украшениям, вплетённым в волосы бусинкам и пёрышкам, плетёным из ниток или из проволоки браслетам, бубенцам и прочим цветастым, блестящим или звенящим вещицам. Женщины носят как платья и юбки, так и штаны, иногда даже напоминающие лосины; мужчины могу ходить как в длиннополых, так и в коротких туниках или куртках. Символы духа, которому поклоняется клан, может как отражаться в одежде и украшениях, так и изображаться прямо на лице или где-то ещё на теле.
Верования и культураПоклонение духам у аннунов обычно имеет форму непосредственную и радостную – танцы, песни, праздники и подарки духам весьма угодны, да и просто находиться среди весёлых и счастливых людей им приятно. Посредником между духом и членами клана выступает шаман – человек, способный видеть и слышать духа; помимо отправления обрядов, шаман также выступает советником по самым разным вопросам – начиная от выбора удачного дня начала рейса и заканчивая вразумлением бестолкового потомства. Кроме того, шаман хранит историю клана и все клановые сказки и легенды, многие из которых никогда не записываются. В случаях, когда преемник для шамана нашёлся только после смерти прежнего, молодому шаману приходится выспрашивать все эти истории у самого духа, покровительствующего клану.
Культура аннунов во многом проистекает из их верований – у них много подвижных танцев, исполняющихся с лентами, бубнами, бубенцами и шалями, поскольку считается, что именно такие шумные забавы в наибольшей степени приятны духам. Сольные танцы тоже существуют, но их мало и чаще всего они имеют ритуальную функцию. К книгам аннуны относятся без особого интереса, предпочитая им свитки, но многое, как уже упоминалось, не считают нужным записывать в принципе. Язык и письменность у них свои, не похожие ни на аргендские, ни на виенские; чужаков они им не учат из принципа, а находясь на чужбине, говорят обычно на местном наречии.
Несмотря на наличие некоего подобия центрального правительства, армии у аннунов нет и никогда не было. Зато в любой стычке им помогают их бесплотные покровители, не говоря обо всех тех забавных изобретениях, которыми они не считают нужным делиться с посторонними. Кроме того, у тех, кто им владеет, искусство индивидуального боя находится на очень высоком уровне – про некоторых бойцов говорят, что их учили сами духи, и, возможно, это предположение не так уж далеко от истины.
Аннунов как народ объединяет то, что они верят в духов как в проявление воли мира и всячески поддерживают с ними контакт, а Альгрису и Мейяллэ не поклоняются ни при каких обстоятельствах. Обитая на южных островах, они не подчиняются ни Виене, ни Аргенде, а правит аннунами Совет Кланов, в который входят главы кланов, а так же старейшие и мудрейшие их члены. Более того, несмотря на более чем пёстрое происхождение, все аннуны считают друг друга родственниками по духу и по крови и, появись хоть какая-нибудь угроза извне, встают друг за друга горой.
Можно сказать, что такая великая сплочённость аннунов стала результатом «комплекса жертвы», который для них как для этнической общности весьма характерен. Среди аннунов бытует легенда, которую в каждом клане рассказывают по-своему, сводящаяся к тому, что некогда их народ был велик, но случилось некое происшествие, после которого на них обратила взоры сама Смерть, и с тех пор они вынуждены были кочевать, нигде не оставаясь надолго, из опасений, что Смерть их нагонит. Но то ли после раскола островов у Смерти нашлись дела поважнее, то ли это была всего лишь аллегория – так или иначе, аннуны уже тысячу с лишним лет ведут оседлый образ жизни и до сих пор процветают и здравствуют.
Так или иначе, отношение к смерти у аннунов весьма трепетное и напряжённое. Насильственную смерть, особенно от рук иного разумного существа, аннуны почитают большим несчастьем и большой опасностью для души умершего; неправильный похоронный обряд же может и вовсе стать катастрофой, поскольку лишает душу возможности вернуться в мир, из которого она вышла. Таковы же, по их мнению, последствия поклонения богам, но поскольку спасать души тех, кто не принадлежит к их числу, аннуны нужным не считают, то ограничиваются только тем, что сами не служат ни Альгрису, ни Мейяллэ. По этим же причинам за пролитую аннунскую кровь аннуны всегда мстят без жалости, а в своём кругу почти никогда не приговаривают преступников к смертной казни (и часто вынуждают приговорённого покончить с собой, если его всё-таки решено было казнить).
Аннунский вклад в дело прогрессаАннуны не зря имеют славу изобретателей – не без помощи духов, как считают они сами, они обнаружили летучие Камни, научились их обрабатывать, вправлять ими и прилаживать их на лодки. Не имея надобности постоянно сражаться с родичами и, более того, имея традицию помогать своим, они вели куда более спокойную жизнь, чем аргендцы и виенцы, и преуспели в составлении лекарственных зелий и разный полезных или просто занятных смесей. Боги не имели над ними власти и не принуждали их ни к чему, зато духи с радостью подсказывали тем, кто желал их слушать, свойства трав и минералов и иногда делились с алхимиками силой, чтобы придать зельям какие-нибудь совсем уж необычные свойства. Аннунские лекарства иной раз могут поставить на ноги умирающих и излечить смертельные болезни, а их яды по праву имеют славу самых коварных и опасных. Зелья, что позволяют не понести ребёнка или избавиться от необходимости ежедневно бриться, изысканные благовония, необычные курительные смеси, обладающие занятными свойствами, – вот лишь небольшой список того, что может предложить клиенту аннунский алхимик. Порох и иные горючие смеси, хитрые приспособления для розжига костра или раскуривания трубок, чернила, не подверженные воздействию влаги, а так же бодрящий тело и разум горький чёрный напиток – всем этим аргендцы и виенцы обязаны именно им. Если же говорить об инженерных талантах аннунов, то и самые быстроходные и маневренные корабли до сих пор строят они, и самые точные часы или самые лучшие пистоли производят тоже на южных островах. Но поскольку всё это – товар штучный и, зачастую, произведённый в единичном экземпляре, цены, когда доходит то продажи, аннуны устанавливают на свои «механические игрушки» заоблачные. Кстати, многое из изобретённого они предпочитают не продавать вовсе, поскольку считают, что лучше пусть какая-нибудь вещица остаётся забавной безделицей, приносящей создателю и его близким радость, чем воинственные аргендцы или практичные виенцы найдут ей какое-нибудь неприятное применение.
Помимо особого таланта к строительству кораблей, аннуны чаще прочих умеют особо искусно обращаться с Камнями. Некоторые кланы добились в этом таких успехов, что их мастера умеют с расстояния перехватить управление Камнем другого корабля. Как правило, подобное требует объединённых усилий нескольких человек, но, несмотря на всю сложность, такое вполне возможно.
КланыКак уже упоминалось, аннуны живут кланами. Обычно клан возводит своё происхождение к некоему предку, иногда более или менее реальному, иногда, скорее, легендарному; среди историй кланов попадаются и те, где предком считают какого-нибудь духа, но достоверность таких заявлений остаётся под вопросом. Наибольшим уважением пользуются самые старшие члены клана, а так же шаман и глава, который иногда может быть и довольно молодым человеком, выбранным за энергичность и успешность в ведении дел. В кланах помельче стараются выбирать супругов из других, желательно, дружественных родов; в кланах покрупнее, бывает, женятся или выходят замуж за своих. В отдельных родах практикуется полигамия, но далеко не повсеместно; где-то обычаи более патриархальны, где-то, скорее, прислушиваются к мнению женщин. В целом же среди аннунов принято считать, что все друг другу равны, но каждый хорош на своём месте.
Стычки и конфликты между кланами случаются, но до смертоубийства, как правило, не доходит; история, однако, хранит примеры того, как ещё в давние времена некие кланы, словно охваченные безумием, сцеплялись и иной раз вырезали друг друга подчистую. Сейчас мудрые люди обычно говорят, что случалось это не по воле людей, но из-за каких-то «недугов», поражавших духов этих кланов, – возможно, и не без влияния зловредных богов, которым поклоняются чужаки.
КостюмКак правило, аннуна можно узнать по костюму. Даже наряжаясь в платье других народов (например, по торговым делам), аннуны обычно не считают нужным прятать знаки принадлежности к определённому клану (символы духа клана) – поскольку каждый клан вплетён в сложную паутину родственных связей, и при встрече с соотечественником каждый аннун стремится продемонстрировать, кто он, откуда и в каких отношениях с кем состоят. Однако поскольку и к обычаям виенцев, и к аргендцев аннуны относятся с некоторой долей пренебрежения, носить они будут то, что привыкли, если только обратного абсолютно не требуют дела и обстоятельства. Они предпочитают яркие цвета и смешивают их в костюме самым причудливым образом; кроме того, аннуны питают слабость к рукодельным украшениям, вплетённым в волосы бусинкам и пёрышкам, плетёным из ниток или из проволоки браслетам, бубенцам и прочим цветастым, блестящим или звенящим вещицам. Женщины носят как платья и юбки, так и штаны, иногда даже напоминающие лосины; мужчины могу ходить как в длиннополых, так и в коротких туниках или куртках. Символы духа, которому поклоняется клан, может как отражаться в одежде и украшениях, так и изображаться прямо на лице или где-то ещё на теле.
Верования и культураПоклонение духам у аннунов обычно имеет форму непосредственную и радостную – танцы, песни, праздники и подарки духам весьма угодны, да и просто находиться среди весёлых и счастливых людей им приятно. Посредником между духом и членами клана выступает шаман – человек, способный видеть и слышать духа; помимо отправления обрядов, шаман также выступает советником по самым разным вопросам – начиная от выбора удачного дня начала рейса и заканчивая вразумлением бестолкового потомства. Кроме того, шаман хранит историю клана и все клановые сказки и легенды, многие из которых никогда не записываются. В случаях, когда преемник для шамана нашёлся только после смерти прежнего, молодому шаману приходится выспрашивать все эти истории у самого духа, покровительствующего клану.
Культура аннунов во многом проистекает из их верований – у них много подвижных танцев, исполняющихся с лентами, бубнами, бубенцами и шалями, поскольку считается, что именно такие шумные забавы в наибольшей степени приятны духам. Сольные танцы тоже существуют, но их мало и чаще всего они имеют ритуальную функцию. К книгам аннуны относятся без особого интереса, предпочитая им свитки, но многое, как уже упоминалось, не считают нужным записывать в принципе. Язык и письменность у них свои, не похожие ни на аргендские, ни на виенские; чужаков они им не учат из принципа, а находясь на чужбине, говорят обычно на местном наречии.
Несмотря на наличие некоего подобия центрального правительства, армии у аннунов нет и никогда не было. Зато в любой стычке им помогают их бесплотные покровители, не говоря обо всех тех забавных изобретениях, которыми они не считают нужным делиться с посторонними. Кроме того, у тех, кто им владеет, искусство индивидуального боя находится на очень высоком уровне – про некоторых бойцов говорят, что их учили сами духи, и, возможно, это предположение не так уж далеко от истины.